Новая

Новая модель темной энергии. Российско-индийское сотрудничество

Ученый ЮФУ Максим Хлопов совместно с индийскими коллегами изучает параметры поля квинтэссенции, связанного с плотностью темной энергии. Это исследование позволяет взглянуть на теорию расширения Вселенной по-новому, открывая новые перспективы в понимании этого феномена.

Вселенная расширяется с ускорением, и ключевую роль в этом процессе играет темная энергия. Главный научный сотрудник НИИ Физики ЮФУ, доктор физико-математических наук, профессор Максим Хлопов совместно с индийскими коллегами изучает природу этой энергии и ее поведение.

Согласно ранней теории инфляции, плотность темной энергии считается постоянной. Однако новая гипотеза группы ученых предполагает, что она может изменяться во времени. Это связано с полем квинтэссенции, плотность энергии которого уменьшается по мере приближения к минимуму. Результаты работы, опубликованные в журнале «Astroparticle Physics», исследуют инфляцию в точке перегиба, рассматривая каноническое скалярное поле в отсутствие связи с фоновой материей.

Поле квинтэссенции — одна из гипотез о природе темной энергии, которая предполагает, что ее плотность может изменяться во времени и пространстве. Это открывает новые возможности для понимания процесса расширения Вселенной. Модель квинтэссенции может разрешить многие проблемы, связанные с поиском космологической постоянной.

В своей работе ученые рассмотрели взаимодействие между квинтэссенцией и материей (барионная и темная материя). Рассмотрены два компонента: вещество без давления и скалярное поле как источник динамической темной энергии. Эти компоненты взаимодействуют, изменяя свое поведение при масштабировании. Результаты моделирования показали две разные модели развития Вселенной, которые согласуются с наблюдениями обсерватории Планк.

«Уже после того, как наша работа была принята к печати, появились первые данные эксперимента The Dark Energy Spectroscopic Instrument (DESI), исследующего темную энергию в спектрометрических измерениях сотен миллионов галактик. Эти данные содержат первые указания на возможный динамический характер темной энергии, придавая нашим результатам особую актуальность».

Максим Хлопов, главный научный сотрудник НИИ Физики ЮФУ

Характер расширения Вселенной, предложенный в данной работе, отличается от стандартной модели, что открывает новые возможности для исследований динамических форм темной материи и их экспериментального поиска. Ученые теперь исследуют, как поле квинтэссенции взаимодействует с веществом и какую роль может играть в астрофизических процессах.

Исследование проводится при финансовой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

Донорство крови в России. Как россияне помогают друг другу