SARS-CoV-2 способен активировать ретровирусы в клетках крови человека

25.01.2022

На сервере препринтов medRxiv опубликована статья, в которой объясняются многие из часто наблюдаемых патогенных особенностей SARS-CoV-2. Авторы исследования приводят убедительные доказательства того, что спайковый белок SARS-CoV-2 способен активировать в клетках крови ген эндогенного ретровируса человека, и это приводит к развитию хронических заболеваний.

Ранее ученые уже наблюдали корреляцию экспрессии белка HERV-W ENV в Т-лимфоцитах с тяжелым респираторным дистресс-синдромом у пациентов с SARS-CoV-2. Однако точные механизмы не были ясны. Теперь настоящий «виновник» активации HERV-W обнаружен. В ходе экспериментов специалисты добавили рекомбинантный S-белок в культуру мононуклеарных клеток периферической крови пациентов с коронавирусом. В итоге активация гена, кодирующего ENV, наблюдалась у 20-30 процентов заболевших. Исследователи считают, что это указывает на генетическую предрасположенность  к активации ENV и респираторному дистресс-синдрому у зараженных COVID-19.

«Сейчас крайне важно выяснить, как SARS-CoV-2 активирует HERV. В свете известной склонности мобильных элементов к активации и дальнейшей интеграции в участки активной репарации ДНК, возможно, стоит вернуться к более ранним исследованиям, которые должны были показать, что РНК SARS-CoV-2 с обратной транскрипцией может интегрироваться в геном культивируемых клеток человека и впоследствии экспрессировать в тканях», — пишет Рhys Оrg.