Сильны антитела. Иммунитет к заболеванию COVID-19 может держаться полгода и дольше

По мере повсеместного роста случаев заражения коронавирусом SARS-CoV-2, который вызывает заболевание COVID-19, ученые все больше укрепляются в мнении о том, что иммунность переболевших может длиться шесть месяцев, если не больше. В крови выздоровевших людей спустя полгода все еще обнаруживаются антитела, белки-иммуноглобулины, выработанные иммунной системой в ответ на заражение. Более того, эти белки усовершенствовали свою способность обезвреживать коронавирус, сообщают исследователи, авторы статьи, размещенной на сервере препринтов bioRxiv.org.

По их мнению, «оттачиванию» иммунного ответа способствуют остатки вируса, сохраняющиеся в желудочно-кишечном тракте после исчезновения симптомов заболевания. Авторы установили, что спустя шесть месяцев после заражения коронавирусом, как и при других инфекциях, в организме появляется обновленный набор антител, кроме того, антитела, выработанные при COVID-19, распознают также мутировавшие варианты вируса. Наряду с апгрейдом антител в организме происходит образование иммунных клеток-долгожителей, которые способны вырабатывать антитела. Это В-клетки памяти иммунной системы, циркулирующие в кровотоке и готовые запустить быстрый ответ, если человек снова подвергнется вирусной инфекции.

«Мы видим, что остающиеся живыми в течение долгого времени В-клетки стали производить новые антитела, которые спустя шесть месяцев после инфекции действуют лучше, чем в ее начале»,

— сказал в комментарии Science News руководитель исследования вирусолог-иммунолог Джулио Лоренци из Рокфеллеровского университета в Нью-Йорке.

Ученые анализировали антитела 87 человек через месяц после появления симптомов заболевания и спустя полгода. И хотя через шесть месяцев уровень антител в крови снижался, иммунные белки были все еще определяемы. Уровень В-клеток был стабилен у 21 из 87 участников исследования, и антитела, вырабатываемые В-клетками, отличались повышенным уровнем соматической гипермутации, то есть в их геноме произошли изменения, увеличившие разнообразие антител.

Авторы считают, что В-клетки начали производить со временем антитела против многих антигенов ­SARS-CoV-2 благодаря скрытым в кишечнике вирусным белкам, когда в других местах организма вируса уже не осталось. Остатки вируса могут служить своего рода факторами эволюции антител. В новом исследовании признаки присутствия коронавируса в желудочно-кишечном тракте обнаружены у 14 выздоровевших пациентов. В одном случае электронная микроскопия показала вирусную частицу, украшенную короной из молекул шипового белка, отличающего коронавирус.