Когда стихает шторм. Ученые сосредоточились на последствиях covid

Пока еще рано говорить о завершении пандемии коронавируса и отмене всех ограничений, однако большинство экспертов Всемирной организации здравоохранения считает, что к лету 2023 года она сойдет на нет и COVID-19 превратится в обычную ОРВИ. Сейчас самой актуальной задачей становится преодоление последствий «коронавирусного шторма» для здоровья людей, а именно постковидного синдрома, который развивается у переболевших в тяжелой форме. Это приоритетное направление исследований научно-образовательного Российско-китайского центра системной патологии, который был создан год назад при Южно-Уральском государственном университете (Челябинск) благодаря совместному гранту РФФИ и Государственного фонда естественных наук Китая, полученному учеными Института иммунологии и физиологии Уральского отделения РАН и их челябинскими коллегами совместно со специалистами Университета Уханя. О первых итогах российско-китайских исследований постковидного синдрома и современных подходах к его лечению, рисках появления новых опасных инфекций рассказали в екатеринбургском пресс-центре ТАСС президент Российского научного общества иммунологов, научный руководитель Института иммунологии и физиологии УрО РАН академик Валерий Черешнев, заместитель директора Российско-китайского центра системной патологии, доктор медицинских наук, профессор Александр Зурочка и научный сотрудник лаборатории иммунологии воспаления ИИФ УрО РАН, кандидат медицинских наук Мария Добрынина.

— Как известно, коронавирус повреждает различные системы организма, прежде всего иммунную, сердечно-сосудистую, эндокринную, нервную, — напомнил Александр Зурочка. — У постковидных пациентов обостряются хронические заболевания, в том числе инфекционные, расстраиваются регуляторные механизмы, они испытывают синдром хронической усталости и беззащитны перед новыми инфекциями. В основе этих симптомов, или, как говорят доктора, полиорганной патологии, — нарушения иммунной системы, они и формируют состояние, получившее название постковидного синдрома. Как сообщила Мария Добрынина, уральские ученые совместно с китайскими коллегами обследовали на базе центра 150 постковидных пациентов и контрольную группу людей, не болевших COVID-19 и не привитых от него. Специалисты отследили 80 параметров иммунной системы и впервые определили четыре типа нарушений, характерных для постковидного синдрома. По словам профессора Зурочки, если эти нарушения еще не закрепились, они поддаются коррекции иммуномоделирующими препаратами.

«Мы уже подобрали такие препараты (они были разработаны нами ранее и опробованы для иммунокоррекции) и получили клиническое и лабораторное подтверждение их эффективности для лечения постковидных больных, — отметил Александр Зурочка. — У пациентов восстанавливается физическое и психическое здоровье, уходит тревожное состояние, очень часто возникающее при постковидном синдроме. Наличие гранта позволяет бесплатно обследовать больных (вообще-то, иммунологические исследования требуют очень больших затрат) и лечить их».

Без преувеличения можно сказать, что это значимое научное достижение. В России коронавирусом переболели около 25 миллионов человек, из них 10-30% — в тяжелой форме (цифры различаются по регионам), а это значит, что миллионы россиян страдают постковидным синдромом. Всех обследовать не получится, но, если есть понимание сути проблемы и разработаны алгоритмы ее преодоления, удастся помочь очень многим.

На вопрос, может ли появиться постковидный синдром после коронавирусной инфекции, вызванной «омикроном», пока однозначного ответа нет — для этого недостаточно статистических данных, он обнаруживается через 3-6 месяцев после болезни. Процент пациентов с постковидными нарушениями может быть небольшим, но поскольку штаммом «омикрон» переболело в разы больше людей, чем предыдущими штаммами, абсолютные цифры будут высокими.

Академик Черешнев рассказал об анкетировании более 1200 студентов двух екатеринбургских и двух челябинских вузов, которое проводилось под руководством директора Российско-китайского центра системной патологии, доктора медицинских наук Алексея Сарапульцева. Были обследованы молодые люди, переболевшие ковидом в марте-апреле 2021 года, когда свирепствовал штамм «дельта». Результаты первого этапа анкетирования уже опубликованы. Через полгода после болезни у 60% отмечалась повышенная утомляемость, у 50% — одышка при физической нагрузке, нарушения когнитивных функций и сна, обострение хронических заболеваний, например, холециститов, ангин. В молодом возрасте все эти нарушения по большей части компенсируются, тем не менее они требуют внимания и коррекции. Интересно, что подобные обследования студентов в США, Франции, Китае показали, что у них названные нарушения менее выражены.

А вот что сказал Валерий Черешнев о рисках появления новых опасных инфекций:

«Французский вирусолог Люк Монтанье, открывший вирус ВИЧ и получивший за это открытие Нобелевскую премию 2008 года, утверждал, что коронавирус создан искусственно, в лаборатории. То же самое ученый 30 лет назад говорил о вирусе иммунодефицита человека, однако сегодня нет никаких сомнений в том, что он возник естественным путем у обезьян в Западной и Центральной Африке и затем передался людям. В 2021-2022 годах исследователи многих стран побывали в различных регионах планеты и обнаружили у летучих мышей, живущих в пещерах на Памире, в Крыму, других горных районах, штамм, идентичный COVID-19, хотя и менее патогенный. В силу почти полной изоляции эти животные не могли получить вирус из внешнего источника. Возможно, коронавирус выделили у летучих мышей, исследовали его в лаборатории и упустили оттуда непреднамеренно или же умышленно».

Чтобы избежать новых пандемий, нужно, конечно, разрабатывать новые вакцины, лекарства, но главное — следует наводить на Земле порядок, решать глобальные проблемы. Ежегодно на планете вырубаются и уничтожаются пожарами огромные лесные массивы. За последние сто лет леса выгорели на территории, равной Европе. Как это связано с активизацией вирусов? Да самым непосредственным образом. Когда погибают растения и животные, в которых селились вирусы, последние вынуждены искать себе новых хозяев и начинают экспансию, внедряясь в другие подобные организмы, в том числе в организм человека. Так зоонозы становятся антропонозами. Значимые факторы активизации вирусных инфекций — неконтролируемый рост Земли (нас уже 8 миллиардов), всеобщая мобильность, техногенное загрязнение, угнетающее иммунную систему. Штамм «омикрон» появился в Африке у ВИЧ-инфицированных, потому что ослабленный организм — площадка для мутирования вирусов. Сегодня важно оценить эти риски, чтобы научиться предотвращать новые вирусные атаки.

Елена ПОНИЗОВКИНА

Нет комментариев