Более легкие симптомы COVID-19 связаны с Т-клетками от предыдущих коронавирусных инфекций

07.07.2021

Новые данные могут начать объяснять, почему у некоторых людей симптомы COVID-19 легче, чем у других. Исследование предполагает, что люди с COVID-19 могут испытывать более легкие симптомы, потому что CD8 + Т-клетки «помнят» предыдущие встречи с сезонными коронавирусами. В этом случае эти клетки лучше оснащены для быстрой мобилизации против инфекции SARS-CoV-2. Кроме того, исследование показало, что Т-клетки-киллеры, взятые у самых больных COVID-19, демонстрируют меньше признаков того, что у них ранее были столкновения с простудными коронавирусами. Это исследование опубликовано в Science Immunology.

Дискуссии об иммунитете к COVID-19 часто касаются антител. Но антитела легко обмануть, говорит руководитель исследования Марк Дэвис — доктор философии, профессор микробиологии и иммунологии Стэнфордского университета, исследователь Медицинского института Говарда Хьюза.

«Патогены быстро развиваются и учатся скрывать свои важные особенности от наших антител», — отметил он.

А вот Т-клетки распознают патогены по-другому, и их сложно обмануть.

Когда клетка-киллер активируется после распознавания пептида, отображаемого на поверхности клетки вторгающимся патогеном (пептид-MHC), она генерирует Т-клетки памяти. Эти клетки сохраняются в крови и лимфе, часто в течение десятилетий, готовые вступить в действие после распознавания того же пептида во второй раз.

Чтобы выявить различия в тяжести заболевания COVID-19, Вамси Маллайосюла, доктор философии, научный сотрудник лаборатории Дэвиса, сначала подтвердил, что некоторые части последовательности SARS-CoV-2 фактически идентичны аналогичным частям одного или нескольких из четырех широко распространенных  штаммов коронавируса, вызывающих простуду. Затем исследователь собрал панель из 24 различных пептидных последовательностей. Эти последовательности были либо уникальны для белков, производимых SARS-CoV-2, либо обнаружены в аналогичных белках, созданных одним или несколькими (или даже всеми) сезонными штаммами.

Исследователи проанализировали образцы крови, взятые у здоровых доноров до начала пандемии COVID-19 — то есть у тех, кто никогда не сталкивался с SARS-CoV-2. Тем не менее, многие предположительно подверглись воздействию штаммов коронавируса, вызывающего простуду. Ученые определили количество Т-клеток, нацеленных на каждый пептид, представленный на панели.

Было обнаружено, что Т-клетки-киллеры неболевших людей, нацеленные на пептиды SARS-CoV-2 (они  были общими с другими коронавирусами), имели больше шансов пролиферировать, чем Т-клетки-киллеры, нацеленные на пептиды, обнаруженные только на SARS-CoV-2. По словам Дэвиса, Т-клетки, нацеленные на эти общие пептидные последовательности, вероятно, ранее встречались с одним или несколькими штаммами коронавируса и в ответ на них размножались.

Многие из этих Т-киллеров, говорит Дэвис, находятся в режиме памяти: «Клетки памяти на сегодняшний день являются наиболее активными в защите от инфекционных заболеваний, — говорит ученый. — Это то, что вы хотите иметь, чтобы бороться с повторяющимся патогеном. Это то, что должны производить вакцины».

Т-клетки-киллеры, рецепторы которых нацелены на пептидные последовательности, уникальные для SARS-CoV-2, должны пролиферировать (размножаться) в течение нескольких дней, чтобы набрать скорость после воздействия вируса.

«Это потерянное время — вы можете не заметить, что у вас есть болезнь, и умереть от нее», — сказал он.

Чтобы проверить гипотезу, Дэвис и его коллеги обратились к образцам крови пациентов с COVID-19. Они обнаружили, что у болеющих новым коронавирусом с более легкими симптомами было больше клеток памяти-убийц, направленных на пептиды SARS-CoV-2, общих с другими штаммами коронавируса. Увеличенное количество киллерных Т-клеток у больных было в основном среди тех Т-клеток, которые обычно нацелены на пептиды, уникальные для SARS-CoV-2, и, таким образом, вероятно, начали с нуля в своей реакции на вирус.

«Возможно, пациенты с тяжелой формой COVID-19 не были инфицированы, по крайней мере, недавно, более мягкими штаммами коронавируса, поэтому они не сохранили эффективных Т-клеток-убийц памяти», — сказал Дэвис.

Дэвис отметил, что сезонные штаммы коронавируса, вызывающие простуду, широко распространены среди детей, которые редко заболевают тяжелым COVID-19. Хотя вероятность заражения у них такая же, как и у взрослых.

«Насморк и чихание типичны для детских садов, — сказал он, — а простуды, вызванные коронавирусом, нередки. До 80% детей в Соединенных Штатах подвергаются его воздействию в течение первых двух лет жизни».