Миллионы лет на восстановление. Как глобальное потепление влияет на растительность

Новое исследование показало, что восстановление растительности после резких климатических изменений, подобных тем, что вызваны глобальным потеплением, может занять миллионы лет. Это открытие подчеркивает важность естественной системы регулирования углеродного баланса и последствия её нарушения.

Учёные из ETH Zurich возглавили международное исследование, которое анализировало, как растительность реагирует на значительные климатические сдвиги и как эти сдвиги влияют на долгосрочную углеродно-климатическую регуляцию Земли. В ходе исследования были изучены три крупных климатических события, включая пермско-триасовое вымирание, которое произошло около 252 миллионов лет назад. Это событие, вызванное массивными вулканическими извержениями, привело к выбросу около 40 000 гигатонн углерода в атмосферу и значительному повышению глобальной температуры.

С помощью геохимического анализа изотопов в отложениях и специально разработанной модели, исследователи смогли проследить, как восстановление растительности происходило после подобных катастрофических событий. Они обнаружили, что после Пермского вымирания процесс восстановления занял несколько миллионов лет, а система регулирования углеродного климата оставалась слабой, что способствовало долгосрочному потеплению.

«В результате события в Сибири за 200 000 лет было выброшено около 40 000 гигатонн углерода. Возникшее после этого повышение средней глобальной температуры на 5 — 10 °C вызвало самое сильное вымирание на Земле за всю геологическую историю».

• Тарас Геря, профессор ETH Zurich

Исследователи также выяснили, что скорость восстановления климата зависит от способности растительности адаптироваться к новым условиям. Некоторые виды растений смогли приспособиться, эволюционируя или мигрируя в более прохладные регионы, однако не все растения смогли пережить такие резкие изменения. В результате некоторые климатические сдвиги оставили долгосрочные последствия, видимые в геохимическом следе на протяжении тысяч и даже миллионов лет.

Исследование также указывает на важность времени, необходимого для удаления углерода из атмосферы, например, через выветривание силикатных минералов или поглощение органическим углеродом. Эти процессы играют ключевую роль в стабилизации климата, но их эффективность напрямую зависит от состояния экосистем.

«Сегодня мы выбрасываем парниковые газы быстрее, чем любое предыдущее вулканическое событие. Мы также являемся основной причиной глобальной вырубки лесов, что сильно снижает способность природных экосистем регулировать климат».

• Лоик Пеллиссье, профессор кафедры экосистем и эволюции ландшафтов ETH Zurich и WSL

Исследователи предупреждают, что современный биоклиматический кризис, вызванный человеческой деятельностью, может привести к последствиям, аналогичным тем, которые наблюдались в прошлом. Это подчеркивает необходимость срочных мер по сокращению выбросов парниковых газов и защите природных экосистем.