Монокристаллы

Монокристаллы и сверхпроводимость. Ученые МГУ сделали важное открытие в химии и физике.

Команда ученых из химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова вырастила крупные монокристаллы висмутидов с потенциальными сверхпроводниковыми свойствами и детально изучила их кристаллические и электронные структуры. Результаты исследования, выполненного в рамках национального проекта «Наука и университеты», опубликованы в журнале Crystals.

Сверхпроводимость, способность некоторых материалов проводить электрический ток без потерь при температуре ниже критической, остается одной из ключевых тем в современной науке. Несмотря на более чем столетнюю историю исследований, ученым предстоит разгадать множество нюансов этого явления. Недавние открытия в области сверхпроводимости, включая высокотемпературные сверхпроводники на основе меди и железа, подчеркивают огромный потенциал этих материалов для практического применения, от квантовых компьютеров до ядерной физики и медицины.

«В связи с недавним открытием сверхпроводимости для некоторых висмутидов… возникла идея исследовать подобные соединения с серебром и золотом».

Игорь Морозов, профессор химического факультета МГУ

В рамках исследования ученые МГУ вырастили крупные монокристаллы двух представителей слоистых висмутидов семейства 122, содержащих серебро и золото. Монокристаллы были получены из висмутового расплава путем медленного охлаждения. Особенностью этих соединений является их гигроскопичность, что усложняло работу с ними и требовало использования специальных условий для хранения и подготовки образцов.

Результаты рентгеноструктурного анализа показали, что новые соединения имеют уникальную кристаллическую структуру, отличающуюся от других представителей семейства 122, что, вероятно, приведет к необычным физическим свойствам. Эти открытия позволяют предположить наличие сверхпроводимости в полученных соединениях, и дальнейшие исследования при низких температурах помогут подтвердить эти предположения.

Исследование поддержано грантом Минобрнауки и выполнено в рамках программы «Наука и университеты».

Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ

Автор фото: Ксения Лиокумович / химический факультет МГУ

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова – колыбель классического академического знания
Природные защитники. Как бамбук спасает Курильские острова от эрозии почвы.