Создан

Создан 50-кубитный ионный квантовый компьютер. Россия выходит на новый уровень

Отечественные ученые создали 50-кубитный ионный квантовый компьютер, завершив значимый этап в развитии квантовых технологий. Проект реализован научной группой Российского квантового центра и Физического института имени П. Н. Лебедева РАН в рамках дорожной карты, курируемой Росатомом и поддерживаемой Российской академией наук.

Генеральный директор Росатома Алексей Лихачев отметил, что этот успех подчеркивает лидерство России в области квантовых технологий. По его словам, достижение 50 кубитов является отражением системной работы российских ученых, университетов и академических институтов, направленной на развитие квантовых вычислений. "Только три страны в мире обладают квантовыми компьютерами на всех четырех приоритетных платформах, включая Россию", — добавил он, подчеркивая важность практического применения этих технологий для улучшения жизни и экономики.

"Этот показатель отражает системное развитие квантовых технологий в нашей стране и показывает, что мы готовы к технологическому лидерству на десятилетия вперед".

Алексей Лихачев, генеральный директор Росатома

Ионная ловушка, ключевой элемент нового квантового процессора, была продемонстрирована на форуме "Микроэлектроника-2024" директором ФИАН Николаем Колачевским. Созданный компьютер использует уникальную кудитную технологию, став третьими в мире, кто начал ее применять. В настоящее время он является самым мощным квантовым компьютером в России и доступен через облачную платформу для запуска базовых квантовых алгоритмов.

Первый российский квантовый компьютер был представлен в июле 2023 года на Форуме будущих технологий, где продемонстрировали 16-кубитный процессор. За год количество кубитов увеличилось более чем вдвое, что свидетельствует о быстром прогрессе.

Согласно текущим данным, самым мощным квантовым вычислителем в мире остается 56-кубитный компьютер компании Quantinuum. К 2024 году только шесть стран, включая Россию, имеют квантовые компьютеры на ионах с 50 кубитами и более, что подчеркивает значимость российских исследований в этой области.

Источник изображения: Freepik

К 300-летию РАН. Новые книги из серии «Лихачевские чтения»
Человек уходит из космоса?