Загадочные всадники. Тайна изваяний древних мастеров до сих пор не разгадана учеными

Загадочные всадники. Тайна изваяний древних мастеров до сих пор не разгадана учеными

В самом сердце сурового хребта Пир-Панджал в индийском штате Джамму и Кашмир скрывается таинственное явление, известное как Загадочные всадники. Эти древние изваяния из камня, рассеянные по труднодоступным местам, на протяжении многих лет ставили в тупик историков и археологов, а их истоки и цели остаются покрытыми тайной. Высокий уровень мастерства, продемонстрированный в этих скульптурах, вызывает восхищение, поднимая вопросы о личностях их создателей и мотивах, которыми они руководствовались при их создании.

Недалеко от района Реаси находитсягора Гали. Несколько лет назад российско-индийская экспедиция проводила общую разведку местности. К своему удивлению ученые неожиданно обнаружили группу, состоящую примерно из 200 скульптур всадников, беспорядочно расположенных на площади в 4-5 акров труднодоступной земли в лесу. Эта удаленная местность практически безлюдна, и до нее трудно добраться с основной дороги, хотя проложенная тропа облегчает доступ.

Местные жители убеждены, что эти скульптуры были созданы во времена Махабхараты, когда Пандавы жили в древнем городе Реаси и занимались резьбой по камню и скульптурой. Это убеждение привело к возникновению культа девта среди населения, поклоняющегося этим всадникам как местным божествам. Однако более тщательный анализ скульптур показывает меньше индийских черт и больше следов иностранных художественных форм. Считается, что большинство этих скульптур относятся ко II и III векам нашей эры, периоду расцвета школы искусства Гандхара.

Всадники демонстрируют поразительное сходство с художественными характеристиками школы Гандхара и формами бактрийского искусства. Их черты лица напоминают те, что можно увидеть на монетах эфталитов, характеризующихся крупными лицевыми структурами, длинными прямыми носами, плоскими шеями, миндалевидными глазами и круглыми глазными яблоками.

Примечательной особенностью этих скульптур является то, что каждая лошадь несет на спине трех солдат, что можно увидеть в большинстве скульптур. Эта деталь может указывать на физическую силу лошадей и предполагает, что они были породистыми.

Загадочное происхождение конных изваяний порождает множество догадок и научных дискуссий. Существует несколько гипотез, связывающих их с белыми гуннами (эфталитами) и личностью Михиркулы. Ряд исследователей предполагает связь между этими скульптурами и белыми гуннами, народом из Центральной Азии, доминировавшим в регионе в период с V по VII века. Эта хронология совпадает с предполагаемым временем создания изваяний, предлагая возможную историческую основу для их существования. Культурные влияния, прослеживаемые в скульптурах, могут свидетельствовать о взаимодействии различных цивилизаций той эпохи.

Имя Михиркулы, внушавшего ужас вождя белых гуннов, часто упоминается в связи с эпохой создания скульптур, однако прямых подтверждений его причастности не обнаружено. Его слава грозного правителя добавляет загадочности, намекая на возможную связь с созданием этих фигур. Тем не менее, отсутствие конкретных доказательств подчеркивает сложность восстановления древней истории и понимания истинной цели всадников. Несмотря на обилие теорий, недостаток убедительных подтверждений оставляет простор для интерпретаций.

Предназначение этих изваяний до сих пор не установлено, и текущие исследования не дали окончательных ответов. Некоторые ученые полагают, что они могли служить памятниками, увековечивающими важные события или выдающихся личностей, в то время как другие предполагают их религиозную или ритуальную функцию. Неизвестность, окружающая их предназначение, лишь усиливает их притягательность, побуждая к дальнейшим исследованиям и поиску ключей к разгадке их тайн.

Что добавить в рацион? Ученые нашли нетривиальный подход к лечению аллергии на арахис
По результатам 2024 года. Итоги деятельности центров компетенций НТИ обсудили в РАН