Забытый флот Мордовии: как реки рождали корабелов и становились дорогами

Забытый флот Мордовии: как реки рождали корабелов и становились дорогами

Знаете ли вы, что реки Мордовии несколько столетий назад были оживлёнными транспортными артериями, по которым ходили собственные, местные флотилии? Об этом увлекательном пласте истории рассказывает новое научное исследование профессора Людмилы Никоновой из НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. Оказывается, в самом сердце России, на земле, где текут полноводные Мокша и Сура, мордовский народ создал уникальную культуру, тесно связанную с водой. Это не просто история судоходства — это часть культурного кода, отражённая в языке, легендах и даже в узорах традиционной вышивки.

Представьте: больше полутора тысяч рек и сотни озёр! В таких условиях не могло не появиться своего флота. Мордовские мастера создавали лодки самых разных форм и размеров: от небольших долблёных челнов-однодревок до внушительных барж длиной до 30 метров. Их выжигали и выдалбливали из цельных стволов, сшивали из досок, оснащали вёслами, парусами и шестами. Каждый тип судна имел своё название и предназначение: струги, шитики, барки, расшивы, мокшаны, пурдошанки, сурянки.

Особое место занимали долблёнки — прадеды современных лодок. Их делали из осины или тополя, прогревали над костром, чтобы дерево «размякло», и вставляли распорки. Такая лодка была тяжёлой, зато на просторной Суре, как шутят старожилы, «один раз махнёшь веслом — и она долго сама плывёт». Эти лодки служили верой и правдой до середины XX века, а сегодня их ещё можно найти в сараях и огородах — как немых свидетелей ушедшей эпохи.

Но мордва строила не только лодки. Со второй половины XVIII века здесь появились настоящие центры судостроения — сёла Пурдошки, Большие Березники, Виндрей. Местные артели создавали суда, которые ходили не только по местным рекам, но и по Волге, Оке, доходя до Астрахани и Санкт-Петербурга. На верфях строили грузовые баржи для перевозки хлеба и спирта, «прорезные струги» с садками для живой рыбы, пассажирские расшивы с затейливой резьбой и разноцветными флагами.

Судоходство рождало новые профессии. Тысячи мордовских крестьян становились лоцманами, матросами, водоливами и бурлаками. Бурлачество было суровой, но необходимой работой. Артели, состоявшие из русских, мордвы и татар, тянули против течения огромные суда, впрягаясь в длинные лямки. В середине XIX века только на Пурдошанской пристани ежегодно нанималось до тысячи бурлаков.

Водная стихия глубоко вошла в культуру мордвы. В заговорах рыбаки обращались к духу воды Ведяве, чтобы та «не задерживала лодку». В орнаментах вышивок до сих пор можно увидеть женскую фигуру в ладье — символ почитания водной стихии. А названия вроде «Кораблик», «Лодка» или «Пристань» до сих пор хранят память о том времени, когда реки были оживлёнными дорогами, а судостроение — главным промыслом.

Сегодня реки Мордовии уже не так полноводны, и крупные суда по ним не ходят. Но память о мордовских корабелах, отважных бурлаках и мастерах, чьи руки превращали дерево в крылатые расшивы, живёт в народных преданиях, музейных архивах и в самом характере этого удивительного водного края.

Исследование опубликовано в журнале «Вестник антропологии».

Создано при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (ДНТ), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.

Фото: Лодка-долбленка, р. Сура // Личный архив Л. И. Никоновой / Фото от Лузиной В. А., с. Б. Березники Большеберезниковского р-на РМ, journals.iea.ras.ru

НИЯУ МИФИ откроет тематическую площадку «Ядерная вселенная» на фестивале НАУКА 0+
Военное дело и медицинские возможности парфян. Ученые изучили их на примере погребенного со стрелой в ноге