Страницы истории: открытие первой линии московского метрополитена

Страницы истории: открытие первой линии московского метрополитена

Ровно 89 лет назад, 15 мая 1935 года, в 7 часов утра для пассажиров открылась первая линия московского метрополитена.

Утром среды Петр Латышев, направляясь на завод «Красный пролетарий», где он работал, спустился в метро на станции «Сокольники», пересел на «Охотном ряду» и доехал до «Смоленской». Это событие, которое для современного москвича кажется самым обыденным и рутинным, было освещено в газетах, а имя Петра Латышева запомнилось в истории не только в числе героев труда, но и вот почему.

«Я ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, — рассказывал Латышев журналистам, — а теперь дожил до метро. И вот вчера, 15 мая, на первой станции Московского метрополитена «Сокольники» я был первым пассажиром, купил у кассирши Васильевой билет №1 серии «А» и с огромным удовольствием совершил путешествие до Смоленской площади».

  • Из газеты «Рабочая Москва», 16 мая 1935 года

Первые билеты на проезд в метро выглядели совсем не так, как современные «Тройки». Изначально выпустили номерные билеты двух серий: красные — от станции «Сокольники» и желтые — в обратную сторону.

Источник фотографий

В том же интервью первый пассажир московского метрополитена упомянул знакомого иностранца, который советовал ему продать свой билет известному американскому коллекционеру, собиравшему первые проездные билеты метро. Но он решительно отказался: «Нет, не пошлю я в Америку мой драгоценный билет №1! Я его, как святыню, как документ итога моей большой жизни буду хранить», — гордо ответил Латышев. Сегодня этот «документ» хранится в музее Московского метрополитена.

Вопрос о прокладке метрополитена в Москве начали обсуждать еще в царской России — вскоре после открытия первой лондонской линии метро в 1863 г. Однако долгое время эта идея находила больше противников, чем сторонников.

Первые проекты появились в начале XX века. Пожалуй, самый известный из них, предложенный инженером Петром Балинским, должен был соединить Замоскворечье и Тверскую Заставу. Примечательно, что часть маршрута поезда проходили бы по открытой эстакаде, а не полностью под землей. Увы, заседание городской думы не поддержало проект Балинского, сославшись на преждевременность строительства внеуличных дорог. Какую-то роль в этом решении сыграло московское духовенство, которое богобоязненно сравнивало использование подземного транспорта со спуском в преисподнюю.

Эстакада и Центральный вокзал метрополитена на Красной площади
(акварель Николая Каразина по проекту Балинского и Кнорре). Источник фото

Другой дореволюционный проект отклонили по финансовым соображениям, а также ввиду надвигавшейся войны. На этот раз речь шла о строительстве трамвайного тоннеля, который должен был соединить Лубянский проезд, Ильинку и Красную площадь. В перспективе этот путь планировали сделать частью сети московского метрополитена.

К идее вновь обратились в 1931 году, когда население Москвы возросло втрое по сравнению с первым десятилетием XX века, и существующие виды общественного транспорта не справлялись с пассажирскими потоками. В июне 1931 года во время Пленума ЦК ВКП(б) приняли решение «безотлагательно приступить к подготовительным работам по сооружению в Москве метрополитена как главного средства для решения проблемы скоростной и дешёвой перевозки пассажиров».


Источник фото

В марте 1933 года была утверждена схема московского метрополитена общей протяженностью около 80 км, насчитывающая десяток радиусов. В этом проекте узнается привычный нам современный план метро. Первую линию, соединившую станции «Сокольники» и «Парк культуры» выбрали не случайно: она связала центр столицы с будущим Дворцом Советов, строительство которого уже было запущено; кроме того, линия обеспечивала быстрый доступ к площади трех вокзалов и позволяла облегчить движение на центральных магистралях.

Источник фото

Опытно-учебные поездки начались осенью 1934 года; в конце сентября с Мытищинского завода поступили два вагона, моторный и прицепной. Первый состав пропустили от станции «Комсомольская» до «Сокольников». Как впоследствии вспоминал один из первых машинистов-инструкторов, Н. Тимофеев, «это был большой праздник для строителей и будущих эксплуатационников». 15 мая 1935 года состоялся официальный ввод метро в действие. Сегодня на Сокольнической линии можно проехаться на поезде песочного цвета с пружинистыми скамеечками — именно так выглядели первые поезда, ходившие по этой линии 89 лет назад.

Наира КОЧИНЯН

Источник фото на обложке

Во время операции. Разработан новый метод диагностики рака мочевого пузыря
Изотопные следы. Древние жители Крыма уходили в степи и высокогорья для выпаса скота