В середине XIX века в Западную Сибирь прибыла необычная группа переселенцев — так называемые «панцирные бояре». Когда-то они были военнослужилыми людьми в Великом княжестве Литовском, но после присоединения этих земель к России многие из них потеряли свой статус и стали государственными крестьянами. Из-за нехватки земли и неурожаев в Витебской губернии они отправились в долгий путь — осваивать сибирские просторы.
_________
* Панцирные бояре (бояре панцырные) — категория населения в Великом княжестве Литовском XVII—XVIII веков. Название происходит от слова «панцырь» — доспехи, так как бояре должны были нести службу на коне в тяжелом «панцирном» вооружении с копьем, саблей, а позже — и с пистолетами.
Исследователи из Тюменского научного центра СО РАН изучили, как сложилась судьба этих людей на новой земле. Оказалось, что их адаптация была непростой, но во многом успешной — благодаря умению договариваться, учиться у местных и сохранять сплоченность.
Первые группы панцирных бояр прибыли в Сибирь в 1849 году. Государство выделило им подъемные деньги и ссуды на обустройство. Но главной проблемой стала земля: переселенцев часто подселяли к старожилам, и лучшие участки доставались не им. Это приводило к конфликтам. Например, в деревне Новолоктинской Ишимского уезда панцирные бояре жаловались, что на душу населения у них приходилось всего 2–3 десятины земли, тогда как у местных — по пять. Им даже пришлось разработать особую систему передела земли — «в надорожку», чтобы хоть как-то справедливо распределить участки разного качества.
Но именно в этом проявилась их поразительная способность к самоорганизации. Там, где было возможно, панцирные бояре создавали свои отдельные сельские общины. Это позволяло им не только самостоятельно решать земельные вопросы, но и сохранять свой уклад, обычаи и социальные связи. При этом они активно учились у сибиряков: перенимали более эффективные методы земледелия, орудия труда, систему залежно-парового земледелия. Как писал современник, лишь старшее поколение до конца дней носило лапти, привезенные с родины, а молодежь быстро освоила местные порядки.
Одной из самых интересных особенностей панцирных бояр была их изначальная этническая неоднородность. Среди них были не только белорусы, но и те, кого исследователи называют «литва-белорусы», «поляки-белорусы», великороссы и малороссы. Однако в Сибири их судьба сложилась по-разному. Данные переписи 1897 года показывают, что в некоторых поселениях, например в деревнях Утчанской волости, белорусский язык сохранялся как родной — там жили крупные и однородные группы переселенцев. В других местах, где панцирные бояре оказались в меньшинстве среди старожилов или других мигрантов, они довольно быстро переходили на русский язык.
Важную роль в сохранении идентичности играла и грамотность. Среди панцирных бояр было много умеющих читать — они учились у ссыльных, дома, во время службы в армии. Это позволяло им занимать должности сельских старост, писарей, приказчиков, что также укрепляло их положение в новых условиях.
Исследование показывает, что история панцирных бояр — это пример того, как мигранты могут не раствориться в новом окружении, а сохранить свою культуру, если у них есть внутренняя сплоченность и возможность создать свои общественные институты. Их опыт — живой урок о том, как взаимодействовали разные группы населения в процессе освоения Сибири, как строились компромиссы, как передавались знания и традиции.
Работа ученых основана на архивных документах, статистических материалах и записях современников. Она помогает лучше понять не только прошлое, но и общие закономерности адаптации мигрантов — темы, которая остается актуальной и сегодня.
Исследование опубликовано в журнале «Вестник археологии, антропологии и этнографии»


