Символ Венеции создан в Китае. А доставить его могли отец и дядя знаменитого путешественника Марко Поло

Символ Венеции создан в Китае. А доставить его могли отец и дядя знаменитого путешественника Марко Поло

Как утверждают ученые в новом исследовании, бронзовая скульптура крылатого льва, находящаяся в центре венецианской площади Сан-Марко, имеет иностранное происхождение. Установлено, что она была создана в Китае свыше тысячи лет назад и, вероятно, попала в Италию в XIII веке посредством Великого шелкового пути.

В публикации журнала Antiquity ученые представили результаты анализа, позволившего определить источник бронзы, из которой был отлит знаменитый лев, ставший официальным символом Венеции в начале 1260-х годов. А в христианстве крылатый лев является символом святого Марка, покровителя Венеции.

Авторы изучили девять образцов из различных частей скульптуры и использовали масс-спектрометрию для установления изотопного состава свинца в металле. В металлических сплавах, таких как бронза (сплав меди и олова), присутствует незначительное количество свинца, а колебания в составе атомов свинца могут указать на геологический источник меди.

Сравнив изотопные показатели свинца в венецианском льве с базами данных со всего мира, исследователи пришли к выводу, что бронза происходит из низовьев реки Янцзы в Китае.

Для данного региона Восточного Китая характерно наличие крупных залежей важных руд, в том числе железа, меди, цинка и золота. Китайское происхождение бронзы может объяснить необычный для европейского искусства стиль скульптуры, отличающийся от других средневековых львов XI-XIV веков, созданных в Европе.

Венецианский лев демонстрирует черты китайского искусства эпохи Тан (618-907 гг. н.э.), особенно, статуй "zhèn mù shòu" или "стражей гробниц". Эти монументальные статуи часто изображали химерных существ, напоминающих львов, но с заостренными ушами, рогами и поднятыми крыльями. У венецианского льва присутствуют некоторые из этих черт, а также следы, свидетельствующие о возможном наличии рогов.

Одно из возможных объяснений того, как скульптура попала в Венецианскую Республику, связано с венецианскими купцами Никколо и Маффео Поло, отцом и дядей знаменитого путешественника и мемуариста Марко Поло. В XIII веке братья прошли с караванами по Шелковому пути, позже проведя четыре года при дворе Хубилай-хана. Возможно, Поло увидели там скульптуру "стража гробницы", которая отвечала их представлению о том, как выглядит лев.

"Никколо и Маффео Поло в 1264–1268 годах н. э. столкнулись — возможно, в литейной мастерской или императорском хранилище в Ханбалыке — с разобранной бронзовой погребальной скульптурой эпохи Тан, чью впечатляющую голову можно было принять за львиную. В общих усилиях по распространению нового могущественного символа Республики у Поло могла возникнуть несколько дерзкая идея переделать скульптуру в правдоподобного (издалека) крылатого льва. Хотя мы не можем исключать, что статуя была модифицирована руками китайцев, изменения, скорее всего, были внесены в ходе превращения гибридного монстра в желаемый львиный образ", — пишут в своей работе авторы.

.Изображение: Дидье Дескуэнс / wikipedia.org / CC BY-SA 4.0

Археологическая сенсация: найдены тысячи артефактов и фрагменты костей, а также молоток каменного века
Трансплантология: от дерзких фантазий к высоким технологиям