Больше четырехсот лет биографы с печальной уверенностью повторяли: у Уильяма Шекспира был гениальный ум, но несчастливый брак. Жена — в деревне, он — в Лондоне, холодность, дистанция губили их отношения, но тут появляется письмо. Утерянное, забытое оно сохранилось в переплете старой книги, а теперь изменило все.
Профессор Мэттью Стеггл из Университета Бристоля обнаружил фрагмент письма, адресованного «доброй миссис Шекспир» и датированного примерно 1600–1610 годами. В нем речь идет о финансовых долгах, умершем мужчине по фамилии Баттс и мальчике, оставшемся без отца. Но главное — письмо пришло в Лондон. А значит, Энн Хэтэуэй (жена драматурга, разумеется, а не популярная голливудская актриса) была там же с мужем.
Более того, на обратной стороне бумаги есть приписка. Возможный ответ. И если это действительно писала она, то перед нами — первые зафиксированные слова, написанные рукой жены Шекспира. Женщины, которую долго считали неграмотной и несущественной.
Письмо обнаружили еще в 1978 году, но только сейчас его удалось связать именно с Шекспиром — благодаря упоминаниям места (Trinity Lane) и сироты по имени Джон. После разгадки исторического квеста профессор Стеггл нашел всего одну подходящую семью Шекспиров в указанное время, проживающую в этой местности.
«Это настоящая головная боль для всех шекспироведов», — признается профессор. И тут сложно не согласиться: если Энн действительно жила с Уильямом в Лондоне, была в курсе его долгов, отвечала на письма — все, что ученые думали об их браке, нуждается в переосмыслении.
История Шекспира снова интригует историков, и на этот раз причина тому – женщина, которую долго списывали со счетов. Возможно, мы знали далеко не все о том, кто вдохновлял самого известного драматурга.


