Доктор политических наук, доцент Бурятского государственного университета, Алексей Михалев, предложил заглянуть за кулисы международных отношений и рассмотреть мощный, но часто невидимый инструмент дипломатии — мемориальный консенсус. Об этом он рассказал на дискуссионной площадке, организованной автономной некоммерческой организацией «Евразия».
Если вы слышали о «войнах памяти» — ожесточенных битвах между странами за трактовку общего прошлого, где история становится оружием, — то мемориальный консенсус является их прямой противоположностью.
Это не юридический договор, а скорее неформальное, но крайне важное соглашение между государствами и обществами о том, как совместно помнить общую историю. Речь идет не о том, чтобы забыть или переписать факты, а о том, чтобы признать друг у друга «болевые точки» и совместные победы, отбросив конфликтную и спекулятивную риторику. В основе такого соглашения лежит взаимное уважение, уходящее корнями в идеи социолога Эмиля Дюркгейма об «общем согласии».
Как же проявляется этот консенсус в реальности? Ученые видят его в трех ключевых формах: публичные действия, заявления лидеров и официальные тексты. Это то, что происходит на виду у всех: совместные празднования, дни памяти, возложение венков к монументам, общие годовщины. Яркий пример, который приводит Алексей Михалев, — это парад в Пекине 3 сентября 2025 года в честь окончания Второй мировой войны, который стал кульминацией российско-китайского консенсуса относительно роли двух стран в разгроме Японии.
Изучают этот феномен, анализируя всё — от политических деклараций до трудов историков и государственных праздников. Исследователи проводят экспертные опросы, чтобы выяснить, как принятие прошлого влияет на интенсивность современных дипломатических отношений.
Однако мемориальный консенсус — явление хрупкое и не вечное. Он живет от нескольких лет до нескольких десятилетий, а его судьба зависит от политической конъюнктуры и, что особенно важно, от смены поколений. Новые поколения, не заставшие исторические события, могут иначе смотреть на прошлое, поэтому государствам приходится прилагать сознательные усилия для поддержания этого диалога.
Алексей Михалев выделяет и несколько сюжетов, вокруг которых чаще всего формируется такое согласие: память об общей победе (как в случае с антигитлеровской коалицией), осознание общей травмы (например, последствий войн или конфликтов), революционные события или религиозные нарративы.
Таким образом, мемориальный консенсус — это не абстрактная теория, а практический механизм, позволяющий странам преодолевать груз прошлого. Четкого рецепта, как его достичь, не существует — каждый случай уникален. Но изучение успешных примеров такого согласия дает надежду на то, что диалог о памяти возможен даже там, где когда-то звучали лишь обвинения. Это шаг к тому, чтобы не тащить за собой шлейф старых обид, а двигаться вперед, уважая общую историю.
С другими примерами мемориального консенсуса можно ознакомиться в статье Алексея Михалева, опубликованной в журнале «Oriental Studies».
Создано при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (ДНТ), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.


