Не так давно исследователи обнаружили старинную роспись XIII века в городе Феррара, расположенном на территории Италии. Этот художественный образ предоставляет ценные данные об использовании исламские шатров и палаток для сокрытия главных алтарей в христианских храмах того времени. Данная фреска считается единственным известным изображением подобного рода и является важнейшим свидетельством забытой традиции.
Фрагмент росписи, который наших дней дошел лишь частично, был выявлен Федерикой Джиганте, историком из университета в Кембридже. Предполагается, что на фреске запечатлен реальный шатер, который когда-то находился в этой же церкви и мог послужить источником вдохновения для художника. Этот шатер, ярко и красочно изукрашенный, возможно, был дипломатическим подарком от мусульманского лидера или трофеем, захваченным на поле боя.
Исследование Федерики Джиганте, опубликованное в журнале "The Burlington Magazine", указывает на то, что даже такой влиятельный деятель как Папа Иннокентий IV мог подарить расписной шатер бенедиктинскому монастырю Сан-Антонио в Полезине.
Роспись выступает в роли ключевого доказательства того, как элементы ислама были интегрированы в основные христианские обряды, включая проведение месс.
Ткани из мусульманских земель ассоциировались с Святой Землей, откуда паломники и крестоносцы привозили драгоценности. Связь с временами Христа оправдывала их использование в христианской среде. Средневековые христиане восхищались мусульманским искусством, не всегда осознавая его происхождение.
- Федерика Джиганте, историк Кембриджского университета
Хотя известно о присутствии исламских тканей в европейских церквях позднего средневековья, чаще всего они находили применение в обертывании реликвий или в погребениях знати. Остатки таких тканей можно встретить на стенах итальянских храмов и в живописи того времени. Однако изображения палаток из мусульманского мира, особенно из Испании, являются большой редкостью, что делает эту роспись потенциально единственным подробным изображением такого рода.
Созданная между концом XIII и началом XIV веков, фреска демонстрирует балдахин над главным алтарем, превращающий апсиду в палатку с сине-золотой драпировкой, покрывающей три стены и украшенный многоярусным коническим балдахином, характерным для мусульманского стиля. Джиганте утверждает, что художник стремился сделать текстиль максимально правдоподобным.
На заднем плане изображено небо со звездами и птицами, создавая эффект уличной палатки. В начале XV века часть росписи была перекрыта сценами из жизни Богородицы и Иисуса Христа, что отвлекло внимание исследователей от более ранних элементов. Джиганте впервые заметила изображение мусульманского текстиля во время посещения церкви десять лет назад, но для подтверждения его наличия потребовалось тщательное исследование.
Ученый уверена, что роспись воспроизводит реальный шатер, который мог быть использован в XIII веке в монастырской церкви и послужил моделью для художника. Известно, что средневековые храмы использовали драгоценные ткани для прикрытия алтарей, иногда постоянно, а иногда во время определенных обрядов. Анализируя фреску, Федерика заметила, что она отображает угол завесы, нарисованной так, как будто она была растянута перед алтарем. Историк предполагает, что настоящий шатер мог быть адаптирован для использования в качестве "тетравела" или алтарных занавесей.
Изображение: Daily Mail