В журнале Levant опубликована работа доктора Леваны Цфании-Зиас, в которой описываются ритуалы купания древними финикийцами в рамках их религиозных обрядов. Местом проведения этих ритуалов, продолжавшихся около пяти столетий, был священный район Тель-Дан в Израиле.
Археологические работы в Тель-Дане начались в конце 1960-х годов. Первоначально, с 1969 по 1994 год, ими руководил Авраам Биран. Затем, с 2005 по 2022 год, раскопки продолжились под эгидой Школы библейской археологии имени Нельсона Глюка при Еврейском объединённом колледже в Иерусалиме, под руководством Давида Илана и Ифат Тареани.
Этот участок, расположенный приблизительно в 12 километрах от Кирьят-Шмона, функционировал практически непрерывно на протяжении пяти веков. Он возвышается над окружающей местностью благодаря массивному валу периода Средней Бронзы и находится вблизи двух источников, питающих реку Иордан.
Храмовый комплекс имел прямоугольную структуру и состоял из трех взаимосвязанных помещений: портика (входной зоны), целлы (центрального места для молитв) и адитона (священной комнаты в глубине храма).
В ходе раскопок 1976 года была обнаружена известняковая плита с выгравированным текстом на греческом и арамейском языках, содержащим поучительное послание.
Надпись гласит: «Богу, который в Дане, Зоил принес обет. В Дане(?) обет Зилы Богу». Личность бога, которому поклонялись в Дане, остается невыясненной. Первые исследователи предполагали, что это мог быть бог израильтян, хотя некоторые высказывают предположения о посвящении храма неизвестному божеству.

В соответствии с традициями, принятыми у финикийцев и других народов Ближнего Востока, божество часто называлось по имени города, в котором ему оказывались почести, например, «Владыка [название города]», что затрудняет идентификацию. Однако установлено, что почитание этого бога включало в себя ритуальное очищение как неотъемлемую часть.
После захвата территории Селевкидами и разрушения первоначального храма было возведено новое культовое сооружение, повторяющее стиль и планировку предыдущего. В новом храме была предусмотрена специальная зона для ритуального омовения, разделенная на две части: раздевалку с желтой штукатуркой и помещение для купания, окрашенное в синий цвет.
Размеры очистительной ванны/раковины не позволяли совершать полное погружение, и в ней отсутствовала система подогрева (гипокауст), что говорит о вероятном использовании холодной воды для омовения стоя.
Скромные габариты и вход с западной стороны, миновавший общественное крыльцо и ведущий непосредственно в целлу, указывают на то, что ритуальная комната для омовений предназначалась главным образом для священнослужителей.
Ситуация изменилась после того, как храм был заброшен почти на два столетия. В средне-позднеримский период (с конца I до начала IV века нашей эры) он вновь стал использоваться. Именно в этот период был построен Фонтанный дом.
Храм стал местом паломничества, где посетители могли совершать омовения перед входом. Здесь были найдены простые глиняные сосуды местного производства, вероятно, приобретаемые паломниками для использования в ритуальных очищениях перед их уничтожением. Подобная практика упоминается и в библейских текстах.
Доктор Цфания-Зиас подробно объясняет функцию храма: «Я считаю, что он служил прежде всего местным святилищем для жителей окрестностей. Однако наличие импортной керамики и надписи, найденной при раскопках, предполагает, что храм посещали и люди из более отдаленных регионов».
К сожалению, пока неясно, как обряды очищения, проводимые в Тель-Дане, соотносятся с ритуалами, совершаемыми в других финикийских местах, где известны имена божеств. «К сожалению, в имеющихся данных есть пробелы, и на данный момент у меня нет доступа к необходимой информации», — отмечает доктор Цфания-Зиас.
«В перспективе мы планируем провести дополнительные раскопки в Зоне T. Я надеюсь, что это позволит нам получить более полное представление о верованиях и обычаях местных жителей из близлежащих районов».
Изображения: ритуальные омовения в районе Тель-Дан. Автор: Д. Пороцкий; предоставлено Школой библейской археологии Нельсона Глюка, Еврейским унионным колледжем, Иерусалим в Цфании-Зиас 2025 (источник: phys.org)


