Распубликованные декреты. Как искусство призвали на службу агитации

Распубликованные декреты. Как искусство призвали на службу агитации

«Это протокольная запись крупнейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов… Это телеграфные вести, моментально переданные в плакат, это декреты, сейчас же распубликованные на частушки, это новая форма, выведенная непосредственно жизнью, это те плакаты, которые перед боем смотрели красноармейцы, идущие в атаку, идущие не с молитвой, а с распевом частушек» — так емко и образно писал Владимир Маяковский об Окнах сатиры Российского телеграфного агентства («Окнах РОСТА»). Познакомиться с тем, как на заре советской власти авангардное искусство использовалось в политической агитации, можно на историко-документальной выставке «Владимир Маяковский: “Пятнами красок и звоном лозунгов”», посвященной 105-летию выхода первого «Окна РОСТА». Она проходит сейчас в Выставочном зале федеральных архивов в Москве. Это результат совместной работы Федерального архивного агентства, Российского исторического общества и Информационного агентства ТАСС. Координатор проекта — Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ).
Коллекция Государственного архива РФ насчитывает примерно 250 комплектов «Окон РОСТА» — это 925 плакатных листов и 62 листа с текстом. Автор около 100 комплектов — В.Маяковский, причем три из них созданы непосредственно поэтом.
Два таких комплекта вошли в экспозицию, всего же для нее отобрано 36 наиболее ярких «Окон РОСТА». Коллекция сохранившихся в ГА РФ плакатов в таком объеме выставляется впервые.
А в целом на выставке представлено более 200 экспонатов из шести федеральных архивов, а также из Информационного агентства ТАСС, Государственного исторического музея, Государственного музея им. В.В.Маяковского, Волгоградского музея изобразительных искусств им. И.И.Машкова и из частной коллекции семьи одного из создателей плакатов «Окна РОСТА» Николая Виноградова.
Прочувствовать атмосферу первых послереволюционных лет помогают уникальные архивные документы и фотографии, мемориальные вещи, а также бытовые предметы из фарфора и текстиля, представляющие собой, как и плакаты, образцы агитирующего искусства.
Первый тематический раздел выставки посвящен истории создания Российского телеграфного агентства.
— После революции правительству молодой советской республики был необходим свой центральный информационный орган. По декрету Совета Народных Комиссаров от 23 ноября 2017 года им становится Петроградское телеграфное агентство, образованное еще в 1904 году указом Николая II, — рассказывает куратор выставки руководитель Выставочного зала федеральных архивов Наталия Пискарева, показывающая нам выставку.
— Вот перед вами этот декрет. После переезда советского правительства из Петрограда в Москву в марте 1918-го встает вопрос о переезде туда Петроградского телеграфного агентства и о соединении его с Бюро печати.
Соответствующее постановление выходит 7 сентября 1918 года — так образуется Российское телеграфное агентство, сокращенно РОСТА, из которого потом вырастет ТАСС. Его первым руководителем назначен Владимир Керженцев, журналист, соратник Ленина. Он разрабатывает структуру нового органа: десять отделов, один из которых — художественно-фотографический. Отделения РОСТА открываются по всей стране. Есть фотографии некоторых из них.
Один из блоков первого раздела посвящен изданиям РОСТА.
Вначале это были «Вестники» — бюллетени официальной информации. В одном из них, датированном октябрем 1918 года, говорится… об учете кожаных курток, брюк и фуражек. Известно, что народные комиссары носили кожаные вещи, и такой учет велся, чтобы отделить «революционные элементы» от «контрреволюционных».
А рядом бюллетени о введении новой орфографии, об увольнении выходящих из российского гражданства (его лишались те, кто не принял революцию и уезжал).
Художественно-фотографический отдел возглавил художник-карикатурист Михаил Черемных (позднее он станет одним из создателей всеми любимого журнала «Крокодил»). О том, как появилась идея «Окон РОСТА», Михаил Черемных рассказал в своих воспоминаниях. В Москве разруха, магазины закрыты, окна пусты — почему бы не сделать огромную стенгазету с рисунками, иллюстрациями, текстами и не выставить ее в окне пустующего магазина?
Первое «Окно», появившееся в конце августа 1919-го, было похоже на огромную страницу журнала — с фельетонами, стишками, заметками, никак между собой не связанными (оно, к сожалению, не сохранилось).
Один из таких плакатов в витрине магазина на углу Кузнецкого моста и Петровки увидел проходящий мимо Маяковский, который в то время (с июля 1919 года) уже работал в РОСТА (правда, чем он там занимался, точно не известно).
Идея, видимо, показалась ему блестящей и перспективной, потому что уже осенью он переходит в художественно-фотографический отдел. Первое созданное им «Окно» — под номером пять — с лозунгом «Рабочий, глупость беспартийную выброси!» (к сожалению, этого «Окна» в коллекции ГА РФ и на выставке нет).
Работали пропагандисты того времени скорее за идею, чем за гонорар.
— В наших фондах мы нашли любопытный документ — он тоже тут на выставке есть. Это гонорарная ведомость за полмесяца сотрудников РОСТА, в числе которых и В.Маяковский. Он должен был получить 225 рублей, но не получил и не расписался, — рассказала куратор.
— В дневнике Виноградова мы прочтем, сколько тогда стоили продукты, и поймем, что 225 рублей были деньги очень маленькие.
Маяковский обкладывался газетами, читал все информационные сводки, обозначал темы. Скорость работы отдела впечатляет: в день создавали по три-четыре «Окна».
Агитационные плакаты рассказывали о ситуации на фронте, призывали к борьбе с голодом, холодом, разрухой. Поскольку люди в основном читать не умели, важно было привлечь их внимание яркими картинками.
Маяковский придумал свой стиль — цельные фигуры, без обводки и без прорисованных деталей, без света и теней, передающих объем, напоминают яркие пятна; он считал, что в плакатах не надо «пейзажить» и «натюрмортить», текст и фигура должны восприниматься как нечто единое (напомним, что рисовал поэт прекрасно, можно сказать, профессионально, даром что недоучился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества). Положительные персонажи изображались красной краской, отрицательные — черной.
Выступая на первом съезде сотрудников РОСТА, Владимир Маяковский высказал свое видение революционно-агитационной работы: «Первая, основная наша задача — это приковывание внимания, это заставить бегущую толпу, хочет она или не хочет, всеми ухищрениями, остановиться перед теми лозунгами, перед которыми мы хотим ее остановить».
Плакаты «Окон РОСТА», представленные на выставке, отражают события лета 1920 — начала 1921 года. Гражданская война, борьба с иностранной интервенцией, разрухой и голодом, помощь фронту, восстановление хозяйства страны…
В одном из залов воссоздана обстановка мастерской РОСТА на Сухаревке. Здесь можно прочувствовать атмосферу, в которой работали художники, увидеть подлинные трафареты (с их помощью «Окна» тиражировались), а также нож для их вырезания, рулетку и карандаши, которые принадлежали художнику Н.Виноградову, работавшему в РОСТА трафаретчиком. И еще тут стоит настоящая печка-буржуйка. Ведь в домах послереволюционной Москвы бóльшую часть года было очень холодно.
Поскольку исторические документы нуждаются в специальных условиях хранения, выставка работает ограниченное время — до 9 июня. Так что желающим совершить путешествие в прошлое стоит поторопиться. Кстати, есть бесплатные экскурсии. Подробности — на сайте Выставочного зала федеральных архивов.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая Степаненкова

Опасности безоблачного неба. Томские оптики разработали лидар для обнаружения турбулентности
Санкт-Петербургское отделение РАН: состоялся Президиум, где обсудили развитие научных организаций.