Выпущен первый сводный текст былины об Илье Муромце, который собран из сотен фрагментов былинных записей от сказителей разных эпох. Каждая строка былины снабжена комментарием. Для простоты восприятия сплошной текст песни разбит на терцеты.
Текст былины составлен из фрагментов собраний Кирши Данилова и П.В. Киреевского, а также вариантов, записанных в XIX-XX вв. от лучших народных певцов. В книге – ни одного придуманного или измененного слова. Опущены лишь нюансы диалектного произношения (вроде цоканья). Для каждой (!) строки текста указано имя сказителя и место, где стих был записан. Никакой адаптации, что обычно встречается в хрестоматиях.
По мнению доктора философских наук, эксперта по былинам Арсения Миронова, в их авторских прозаических пересказах утрачены исходные смыслы русского эпоса, размыт ценностный выбор героя. А ведь именно этот выбор делает былину актуальным и вневременным произведением.
Из подлинного текста мы узнаем, что сила Ильи Муромца имеет харизматическую природу. Дана герою для исполнения миссии любви-сострадания по отношению к конкретным людям, поэтому воспринимается героем как бремя. Прибывает и убывает в зависимости от того, насколько поведение героя соответствует его миссии. Не может быть направлена на решение личных задач и достижение корыстных целей.
Былина «Исцеление и первая поездка Ильи Муромца» рассказывает о легендарном русском герое. Он принял от нищих странников воду и хлеб, с Божьей помощью избавился от недуга (с детства не мог ходить), встал на ноги и обрел богатырскую силу, а вместе с ней – понимание, для чего она дана. Русский богатырь стоит за веру православную, защищает вдов и сирот. Ценностный выбор героя захватывает внимание слушателя от первого до последнего слова песни.
Былины, или, иначе — старины, всегда ценились на Руси, а исполняли их старинщики, которые пользовались всеобщим уважением. Нередко в крестьянский дом пускали на ночлег странника – в надежде, что он споет хозяевам старину. Известен и обычай русских рыбаков брать с собой на промысел певца-старинщика. Опытные исполнители становились для слушателей психологами, которые откликались на их проблемы.
Меня вдохновляет возможность услышать голоса сказителей, погрузиться в мир былин… Вот уже десять лет я записываю фольклор в разных регионах России. Но то, что удается записать – сущие крохи. Мы довольствуемся не сказками. Отзвуками. Не песнями – а некой тенью песни, когда исполнитель с трудом припомнит и перескажет хотя бы сюжет… Так во всем. И даже эти крохи – явление ускользающее… Скоро и того не будет. Работа над сводным текстом былины дала возможность изучать биографии, разбираться в повествованиях сказителей прошлых веков… Взгляд в прошлое помогает лучше понять и наше настоящее, динамику народного характера.
- Анастасия Чернова, прозаик, литературовед, исследователь фольклора, автор комментариев к сводному тексту
По ее словам, работа над комментариями к тексту былины стала кропотливым занятием. Нужно было не только найти словарное значение того или иного редкого слова, но и перепроверить его в других словарях. Случается, что специальные словарики, которые прикладываются к академическим изданиям былин, грешат неточностью. В поиске первоисточника пришлось поднимать много материалов по сказителям.
В сводном тексте читателя ждут не только авторские комментарии к каждой строке. Но и нестандартная визуализация: неожиданные иллюстрации в стиле киберпанк. Такие иллюстрации сделаны неслучайно: идут вслед за былинной футурологией. В мире русского эпоса мы обнаруживаем хрустальные бочки, в которых можно спуститься на морское дно, и коней, в тела которых вделаны «костылики булатные», чтобы легче перескакивать через городские стены. В одной из былин поется о герое, научившемся на лету подхватывать «пулецки свинцовые». В другой – о стрелах, светящихся в темноте. В третьей – об огненных «головнях», которыми человекообразные змеи с воздуха расстреливают людей.
Былины позволяют предвидеть будущее. Правда, из всего их многообразия многим читателям известно не более 3 % былинных сюжетов, а из сотни персонажей русского эпоса – только три богатыря (в том числе с легкой руки художника Виктора Васнецова). Сводный текст былины об Илье Муромце, будущие издания подлинных былин о других богатырях призваны исправить это положение и открыть читателям футурологический мир русского эпоса.