Оптический шедевр. Раскрыта тайна освещения знаменитого древнегреческого храма

Оптический шедевр. Раскрыта тайна освещения знаменитого древнегреческого храма

В афинском Парфеноне, возвышающемся на Акрополе, некогда находилась гигантская статуя, выполненная из золота и слоновой кости. Ее автором был прославленный скульптор Фидий, завершивший работу в 438 году до нашей эры. Впечатление от внутреннего убранства храма усиливалось благодаря искусно разработанной системе освещения и разнообразным эффектам, включавшим сложные световые проемы в кровле и оптимально расположенные водные резервуары.

Вопрос об освещении внутреннего пространства храма еще в XVIII веке поднял французский архитектор Антуан-Хризостом Катрмер де Кенси, предположивший наличие отверстий в крыше. В следующем столетии британский архитектор Джеймс Фергюссон высказал мнение, что решение кроется в окнах, расположенных в верхней части стен.

И только сейчас загадка системы внутреннего освещения Парфенона наконец раскрыта археологом и профессором Оксфордского университета Хуаном Де Лара. Об этом специалист пишет в статье, опубликованной в авторитетном журнале The Annual of the British School at Athens.

Де Лара использовал трехмерное моделирование и вычисления, основанные на физических законах распространения и отражения света, чтобы с высокой точностью воссоздать взаимодействие естественного и искусственного освещений с различными элементами конструкции и внутренней статуей.

Стратегически размещенные отверстия в кровле, бассейны с водой, окна и тщательно отполированный мрамор создавали приглушенную атмосферу, в которой богиня, казалось, проявлялась из полумрака, ослепляя своим великолепием.

Парфенон предстает не только как архитектурное сооружение, но и как оптический шедевр. Этот храм, подобно театральной сцене, был тщательно спроектирован для управления светом, создания сакральной атмосферы и установления связи посетителя с божественным через специальные эффекты. При этом, как отмечает Де Лара, храм оставался достаточно темным.

Используя самые современные цифровые технологии, археологу удалось воссоздать структуру храма с погрешностью всего в 2 сантиметра, включая статую богини Афины. Далее были произведены расчеты положения солнца в разное время года и суток, соответствующие V веку до нашей эры.

Изображение на обложке: 3D-модель Парфенона / The Annual of the British School at Athens

«Академическая наука в годы Великой Отечественной войны»: РАН запускает цифровой проект ко Дню Победы
Плазмидное лечение. Ученые смогли "вытеснить" из бактерий гены устойчивости к антибиотикам