Леди запретили выезд. Двойной мраморный портрет сестер викторианской эпохи останется в Англии

Леди запретили выезд. Двойной мраморный портрет сестер викторианской эпохи останется в Англии

Министерство культуры, СМИ и спорта Великобритании временно запретило вывоз редкого двойного портрета сестер викторианской эпохи работы Анри-Жозефа Франсуа, барона де Трикетти. Согласно решению, британское учреждение имеет право приобрести произведение до 13 февраля 2026 года по рекомендованной цене 280 000 фунтов стерлингов.

Комитет по контролю за экспортом произведений искусства и предметов культурного значения (RCEWA) рекомендовал к рассмотрению, поскольку двойной портрет является уникальным в творчестве Трикетти и имеет «исключительное значение для изучения источников, методов работы, покровительства и заказов английских семей на портреты-медальоны. Он также имеет исключительное значение для изучения роли женщин викторианской эпохи и развития идей управления имуществом».

Сын богатого пьемонтского дипломата, Трикетти получил основательное классическое образование и глубоко разбирался в греко-римском искусстве и архитектуре эпохи Возрождения. Получив образование художника, он был страстным коллекционером произведений искусства и в своих работах возрождал классические и ренессансные техники, такие как хризоэлефантинная скульптура, портретные медальоны и красочная инкрустация мрамором и камнем, переосмысленные с учётом современных вкусов.

Трикетти начал свою карьеру с создания декоративных скульптур и быстро прославился, получая важные заказы. Ему было 30 лет, и он занимался скульпторством всего четыре года, когда в 1834 году получил заказ на создание монументальных бронзовых врат церкви Мадлен в Париже. Эти впечатляющие врата, в четыре раза превосходившие знаменитые «Врата рая» Лоренцо Гиберти во флорентийском баптистерии и вдвое превосходившие врата собора Святого Петра в Риме, обеспечили ему должность придворного скульптора короля Луи-Филиппа.

После свержения Июльской монархии в ходе Революции 1848 года Трикетти переехал в Англию, где нашёл новых покровителей среди аристократов. Его жена, Джулия Форстер, была дочерью капеллана Генри Уэлсли, 1-го графа Коули, будущего посла Великобритании в Париже. Коули и его брат Джеральд Уэлсли, декан Виндзорского собора, заказали несколько скульптур и барельефов и познакомили с его работами высшие слои общества. Сама королева Виктория покупала скульптуры у Трикетти, подарив его «Сафо и Купидона» из слоновой кости своему любимому мужу принцу Альберту на день рождения в 1852 году. После его преждевременной смерти в 1861 году она поручила Трикетти создание кенотафа принца Альберта, а позднее — изысканных инкрустированных мраморных настенных панелей и рельефов, украсивших Мемориальную часовню Альберта в Виндзорском замке.

Двойной портрет Флоренс и Элис Кэмпбелл был версией Трикетти имаго клипеата – портрета на круглом щите, который в Древнем Риме использовался для изображения почитаемых предков, божеств и знаменитых людей. Они вдохновили ренессансные тондо в живописи и скульптуре. Новаторство Трикетти заключалось в том, чтобы взять плоский круглый медальонный фон античности и преобразовать его в глубоко вогнутую форму.

Есть надежда, что приобретение работы британским учреждением позволит провести дальнейшее исследование, которое позволит глубже понять методы и творчество художницы. Работа Трикетти также открывает заманчивую возможность для дальнейшего изучения образа женщин викторианской эпохи.

В центре скульптуры – молодые сестры, Флоренс и Элис Кэмпбелл. Скульптура была заказана отцом девочек, Робертом Тертиусом Кэмпбеллом, австралийским бизнесменом, которому приписывают внедрение инновационных методов ведения сельского хозяйства в его поместье Баскот-Парк в Оксфордшире.

Роберт Кэмпбелл был сыном торговца, сколотившего состояние на золоте и переехавшего со своей большой семьёй в Англию в 1852 году. Он вкладывал деньги в продвижение по социальной лестнице, купив несколько загородных поместий и городских особняков, а также обучая своих детей аристократическим занятиям. В 1857 году он нанял скульптора, пользовавшегося благосклонностью королевы Виктории, для создания портретов двух своих дочерей.

Одна из дочерей на портрете, Флоренс, начала следовать общему плану отца, выйдя замуж за бравого британского офицера в 1864 году, когда ей было 19 лет. Брак распался с самого начала. Её муж был хронически неверным и склонным к алкоголизму, и они наконец расстались через семь лет после пышной свадьбы, несмотря на возражения её отца. Он умер через несколько недель после официального расставания от рвоты кровью, вызванной алкоголем.

Её отец, как некоторые, тосковал по чему-то столь простому, как расставание, которое он называл «морально оскорбительным». Флоренс завела роман с врачом, к которому они отправили её в попытке «излечить» её желание развестись с мужем. Он был шарлатаном для таких светил Викторианской эпохи, как Бенджамин Дизраэли и Флоренс Найтингейл. Ей было 25, ему — 62. И он был женат. Смерть мужа оставила её независимо богатой, поэтому угрозы отца лишить её средств к существованию остались неуслышанными, и она с головой окунулась в роман, до такой степени, что её застали за сексом с ним в гостиной дома её адвоката, выставив себя под удар столь ядовитых сплетен, что она подверглась остракизму со стороны общества, своей семьи и даже владельцев магазинов, которые отказались снабжать такое скандальное хозяйство.

Роман закончился после того, как она сделала аборт и чуть не умерла. В 1875 году Флоренс снова вышла замуж за Чарльза Браво, адвоката подходящего возраста. Этот брак также оказался полной катастрофой. Он пытался контролировать её деньги, изолировал её от друзей, сговорившись с матерью, чтобы помешать ей путешествовать, угрожал самоубийством, бил её и настаивал на том, чтобы она снова забеременела сразу после выкидыша. Через пять месяцев после свадьбы он умер от сильных болей в животе. Вскрытие показало, что причиной смерти стало отравление сурьмой.

Разразился скандал номер три. Теперь поговаривали о том, что Флоренс, возможно, отравила своего мужа, и, конечно же, все старые сплетни о её расставании с первым мужем и романе с врачом, который годился ей в дедушки, снова всплыли в таблоидах. Ей пришлось три дня давать показания на повторном дознании, отвечая на вопросы о её прошлом сексуальном скандале. В итоге не было никаких доказательств её причастности к отравлению, зато было достаточно доказательств того, что её муж сам себя отравил, но пятно оказалось неизгладимым и разрушило её жизнь. Она продала дом, сбежала из Лондона, переехала в уединённое место за городом, где практически замкнулась в себе и спилась в возрасте 33 лет.

Дело Чарльза Браво стало таким громким скандалом, что спустя столетие после событий оно все еще оставалось предметом обсуждения в трех рассказах Агаты Кристи: «Испытание невинностью» (1958), «Часы» (1963) и «Слоны умеют помнить» (1972).

Изображения: gov.uk

Противоопухолевый комплекс: создана комбинированная молекула для борьбы с гипоксичными опухолями
Захватывающее археологическое открытие: ошеломляющая находка сделана в могиле викингов