В священном городе Дельфы, который древние греки считали центром мира, в окружении горных пейзажей располагался величественный храм Аполлона. В прошлом он привлекал огромное количество паломников, путешественников, политиков и военачальников, жаждущих услышать предсказание пифии — главной жрицы Дельфийского оракула. До наших дней сохранились лишь несколько колонн и каменные блоки основания, однако туристы со всего мира стремятся посетить руины храма из-за его особой культурной значимости. Давайте вспомним историю храма Аполлона и сооружений, предшествовавших ему, поговорим об архитектурных особенностях этого памятника и узнаем, какие события происходили вокруг одного из главных святилищ Древней Греции.
История храма Аполлона
Культ Аполлона сформировался около VIII века до нашей эры, за пару столетий до становления классического Олимпийского пантеона. В начале архаического периода истории Греции Аполлона описывали исключительно как бога-пророка. Ипостаси покровителя искусств, врачевания и стрельбы из лука появились в более поздние эпохи. Согласно легендам, перешедшим в античные исторические документы, на одном и том же месте было последовательно возведено как минимум четыре храма Аполлона.
- Первый — из лаврового дерева. Это растение было главным религиозным символом Аполлона.
- Второй — из пчелиного воска и перьев. Они символизировали легкость и возвышенность, а также отражали связь земного с божественным.
- Третий — из бронзы. По легенде, его построил сам Гефест, бог кузнечного дела и других ремесел.
- Четвертый — из камня. Его построили мифологизированные зодчие Трофоний и Агамед.
По общепринятой научно-исторической версии, первые три храма никогда не существовали. Четвертый храм, вероятно, мог существовать в действительности, однако подробности его внешнего вида остаются загадкой.

Строительство же храма Аполлона, руины которого мы можем наблюдать сегодня, началось во второй половине VI века до нашей эры. Главным архитектором традиционно считается Спинтар Коринфский. На его авторство указывает схожесть конструкции дельфийского храма с храмом Аполлона в Коринфе, родном городе Спинтара. В общей сложности возведение храма заняло порядка 40 лет, после смерти Спинтара руководство строительством приняли на себя его помощники — Ксендор и Агафон.
Стоимость проекта была оценена в 300 талантов, что эквивалентно 7,9 тоннам серебра. На 1 талант можно было построить боевой корабль триеру или платить зарплату квалифицированному рабочему в течение года, поэтому это была весьма внушительная сумма. В «Истории» Геродота упоминается, что фараон Амасис II пожертвовал на храм сразу 1 000 талантов, так как стремился укрепить отношения между египтянами и эллинами. Учитывая и другие пожертвования, дельфийцы, судя по всему, получили в несколько раз больше средств, чем это было необходимо для строительства храма.
В период между 330 и 320 годами до нашей эры храм Аполлона серьезно пострадал от землетрясения. По одной из версий, он был полностью разрушен и отстроен заново, согласно другой — требовал серьезной реконструкции. Интересно, что в отношении этих восстановительных работ также упоминается имя Спинтара. Историки до сих пор дискутируют о том, в каком веке он жил и какой именно храм Аполлона построил.
Долгое время храм Аполлона в Дельфах оставался одним из самых значимых религиозных центров для разных народов эллинской цивилизации. В непосредственной близости от него находился стадион, где проводились Пифийские игры — вторые по популярности спортивные состязания Древней Греции. Дельфийский оракул придавал храму и политический вес — туманные предсказания пифий нередко влияли на решения, которые принимали правители.

С установлением в начале II века до нашей эры над греческими территориями власти Римской империи значение дельфийского храма Аполлона ослабло. При этом римляне с почтением относились к греческому наследию, и храм продолжал функционировать. Однако в IV веке нашей эры римский император Феодосий I начал активно бороться с языческими культами. По его приказу, в 390 году деятельность оракула в Дельфах была запрещена, а храм разрушен. Доподлинно неизвестно, почему рабочие оставили некоторые колонны и блоки основания. Возможно, руины символизировали победу христианства над язычеством, а может быть, полный демонтаж требовал слишком больших усилий.
Архитектура и особенности храма Аполлона
Храм Аполлона в Дельфах представлял собой классический дорический периптер — прямоугольное здание с открытой планировкой, со всех сторон окруженное колоннадой. Размеры основания составляли 58 x 22 метра. На длинных сторонах было установлено по 15 колонн, а на коротких — по 6. Высота колонн достигала порядка 8 метров, а диаметр — 1,8 метра, что соответствовало пропорциям дорического ордера. Основным строительным материалом служил известняк, но колонны, пол и ряд элементов фасада были выполнены из белоснежного паросского мрамора.
Восточный фронтон храма украшали рельефы, изображавшие Аполлона и Артемиду с их матерью, богиней Лето. Западный фронтон был посвящен Дионису — богу виноделия. Согласно мифам, Аполлон покидал Дельфы в зимние месяцы, уступая место Дионису. По преданиям, Дионис был главным организатором мистерий — ритуальных обрядов, при которых опьяненные люди входили в транс. Таким образом, рельефы храма отражали представления греков о временах года: весеннее-летне-осенний период символизировал порядок и рационализм, а зимний — хаос.

Интерьер храма Аполлона
Точная планировка внутреннего пространства храма Аполлона неизвестна, она была восстановлена по историческим свидетельствам. Функцию парадного входа выполнял пронаос - небольшое крыльцо с двумя колоннами. На стенах пронаоса были высечены три дельфийские ма́ксимы, афоризмы, авторство которых сначала приписывали самому Аполлону, а затем семи мудрецам архаичного периода:
- «Познай самого себя»;
- «Ничего сверх меры»;
- «Уверенность приносит гибель».
Основное пространства храма было разделено на целлу, опистодом и адитон. Целла была центральным помещением с культовой статуей Аполлона, выполненной из золота и слоновой кости. Именно здесь пифия выслушивала вопросы, с которыми к ней обращались. В опистодоме, задней части храма, посетители оставляли подношения и возносили молитвы Аполлону.
Адитон представлял собой изолированную комнату, внутреннее святилище, доступ в которое имели лишь пифия и другие жрецы Аполлона. Именно там находился главный «рабочий центр» Дельфийского оракула. В центре располагался алтарь с ритуальным очагом, вокруг которого стояли статуи Зевса, Аполлона и Мойр — богинь, плетущих, измеряющих и разрезающих нити судьбы. Есть версия, что адитон использовался для проведения ритуалов, а пророчества пифия получала в специальном подземном помещении, куда могла войти лишь она одна.

Храм Аполлона в культуре
Храм Аполлона имел общегреческое значение и символизировал единство эллинской цивилизации. Он занимал главенствующее место в архитектурном ансамбле, включавшем святилища, сокровищницы, театр и стадион. Давайте рассмотрим мифологическую версию возведения храма Аполлона, связанную с Дельфийским оракулом, а затем узнаем, какова была роль храма в проведении Пифийских игр.
Дельфийский оракул
Сказания о Дельфийском оракуле уходят корнями в середину II тысячелетия до нашей эры, во времена микенской цивилизации. Оракулом называли не только определенную жрицу, которая произносила прорицания, но и само место, где проводились ритуалы.
Изначально покровительницей «центра Земли» считалась богиня Гея, прародительница всех живых существ. Главным символом оракула был каменный артефакт омфал — в переводе с древнегреческого слово «ὀμφαλός» означало «пуп Земли». Омфал постоянно охранял сын Геи змей Пифон, который также передавал смертным предсказания богини.
Примерно в VIII веке до нашей эры в Дельфах поселились жрецы с острова Делос, последователи культа Аполлона. Считается, что именно благодаря им легенды о Пифоне получили различные продолжения. В канонической версии Гера, взбешенная тем, что Зевс изменил ей с Лето, приказала Пифону воспрепятствовать рождению Аполлона и Артемиды. Но все же появившийся на свет Аполлон сам сразил Пифона возле священного оракула.

Таким образом, Аполлон оказался навсегда связан с Дельфами. На месте битвы он приказал воздвигнуть храм в свою честь. Получив собственную обитель, он смог передавать людям прорицания Геи через верховных жриц, каждая из которых получала имя Пифия в честь сраженного змея. Пифии избирались среди местных женщин, независимо от их социального статуса, которые пожизненно становились жрицами Дельфийского оракула. Пифийские игры
Пифийские игры также имеют мифологическое происхождение. Убив Пифона, Аполлон сделал Дельфы безопасными для проживания людей. Однако Зевс заявил, что его сын совершил преступление и должен искупить вину. Тогда Аполлон учредил Пифийские игры, которые одновременно представляли собой спортивное состязание и религиозный обряд. Как и Олимпиады, они проводились каждые четыре года. Пифиады способствовали единству эллинов, так как в них разрешалось принимать участие спортсменам и деятелям искусств из любых греческих полисов. Отличительной особенностью игр были соревнования по музыке, танцам, поэзии и театральному искусству, в которых разрешалось принимать участие и женщинам.
В храме Аполлона проводились церемонии открытия и закрытия Пифийских игр, включавшие жертвоприношения и подношения богам. Победителей награждали лавровыми венками. Они символизировали любовь Аполлона к нимфе Дафне, которая обратилась в лавровое дерево, чтобы спастись от посягательств настойчивого бога.
Современное состояние храма
Сегодня храм Аполлона в Дельфах представляет собой руины, датированные IV веком до нашей эры. До наших дней сохранились фрагменты фундамента и шесть дорических колонн, лишь у одной из которых различимы остатки капители, декоративной верхней части, отвечавшей за визуально плавный переход к антаблементу — горизонтальному перекрытию между крышей и колоннадой. Среди руин также различимы платформы адитона и остатки жертвенного алтаря.
Во время археологических раскопок, проходивших с конца XIX до середины XX века, было найдено множество ценных артефактов, соотнесенных с храмом Аполлона, в том числе:
- Омфал. Каменный артефакт, украшенный рельефом в виде переплетенных шерстяных нитей, является более поздней копией. Вероятно, оригинальный дельфийский омфал был утрачен еще в древности.
- Статуя Сфинкса. Скульптура мифического крылатого льва с головой женщины, изготовленная в VI веке до нашей эры, изначально стояла у святилища Аполлона на острове Наксос. Спустя 200 лет ее преподнесли в дар жителям Дельф и установили на 10-метровую ионическую колонну рядом с реконструированным храмом.
- Скульптура Диониса. К открытию храма скульпторы Праксиас и Андрофен создали мраморную статую Диониса. Она не очень хорошо сохранилась до наших дней, но по положению тела бога виноделия удалось установить, что он изображался играющим на кифаре — струнном музыкальном инструменте.

Интересные факты о храме Аполлона в Дельфах
- Геологические исследования показали, что на месте храма Аполлона ранее существовали скальные трещины, из которых выделялись углеводородные газы. По одной из версий, такой разлом находился прямо под адитоном. Газы оказывали на пифий психоактивное воздействие, из-за чего они впадали в транс и выкрикивали несвязные слова, которые трактовались как пророчества.
- Геродот писал об истории лидийского царя Крёза, который сомневался, стоит ли ему начинать войну с персами, и спрашивал совета у Дельфийского оракула. Пифия сказала ему: «Перейдя реку Галис, разрушишь великое царство». Однако предсказание оказалось двусмысленным: под «великим царством» подразумевалась царство самого Крёза — Лидия. В итоге Крёз потерпел сокрушительное поражение, и Лидия была присоединена к Персидской империи.
- Американский археолог XIX века Генри Джон Миддлтон считал, что получение пророчества не было бескорыстным. Жрецы храма Аполлона пристально следили за тем, какие именно дары оставляли пришедшие с вопросами люди. Если их считали недостаточно ценными, оракул молчал, и человеку было нужно прийти еще раз с новыми подношениями.
Вопрос-ответ
Какую роль играл Дельфийский оракул в храме Аполлона?
Дельфийский оракул играл важную роль в религиозной, политической и общественной жизни Древней Греции. Он передавал божественные прорицания как правителям и военачальникам, так и простым людям.
Какие мифы связаны с основанием храма Аполлона в Дельфах?
Со строительством храма Аполлона в Дельфах связан миф об Аполлоне, который сразил змея Пифона и стал лично контролировать оракула. Чтобы делиться с людьми прорицаниями, он распорядился построить на этом месте храм.
Какова архитектурная особенность храма Аполлона?
Храм Аполлона был классическим сооружением дорического ордера, со всех сторон окруженным колоннадой.
Что сохранилось от храма Аполлона до наших дней?
До наших дней сохранились только некоторые части фундамента и алтаря, а также несколько колонн.

Какие артефакты были найдены при раскопках храма?
При раскопках храма были найдены омфал, символизировавший «пуп Земли», мраморные скульптуры Диониса и Сфинкса, а также некоторые детали экстерьера храма.
Можно ли сегодня посетить храм Аполлона в Дельфах?
Храм Аполлона открыт для туристов. Чтобы осмотреть храм, территорию святилища Дельф и экспозицию местного археологического музея, понадобится купить билет стоимостью около €20.
Как храм Аполлона повлиял на культуру и религию Древней Греции?
Храм Аполлона стал одной из общегреческих святынь, объединявших жителей разных полисов. Культурное влияние выражалось в Пифийских играх, которые раз в 4 года проводились на стадионе и в театре рядом с храмом.
Почему храм Аполлона считается одной из главных достопримечательностей Греции?
Храм Аполлона привлекает туристов со всего мира, так как в этом месте располагался мифологический центр мира, а также Дельфийский оракул — место, где древние греки могли общаться с богами.
Какое значение имели надписи «Познай самого себя», «Ничего сверх меры» и «Уверенность приносит гибель» на стенах храма?
Все эти фразы были взяты из ма́ксим, сборника афоризмов от семи мудрецов архаичного периода Греции. Перечисленные надписи, вероятно, выполняли функцию универсальных божественных наставлений, которые посетители храма видели сразу при входе.
В чем загадка акустики храма Аполлона в Дельфах?
Согласно легендам, в эхе от голоса пифий люди могли слышать более низкий тембр, который приписывали самому Аполлону. Вероятно, такой акустический эффект был вызван естественным резонансом, возникавшим из-за особого расположения каменных блоков относительно окружающих горных склонов.
Иван Стефанов
Изображение на обложке: Skyring, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons


