Храм Афайи

Храм Афайи

Оглавление
  1. Богиня Афайя и ее роль в Древней Греции
  2. История храма Афайи
  3. Архитектура храма Афайи
  4. Внутреннее пространство храма Афайи
  5. Современное состояние храма Афайи
  6. Интересные факты: загадки и особенности храма Афайи
  7. Вопрос-ответ
  8. Кто такая богиня Афайя, и почему ей посвящен храм на Эгине?
  9. В чем уникальность архитектуры храма Афайи?
  10. Как храм Афайи связан с Парфеноном и храмом Посейдона?
  11. Какие скульптуры украшали храм, и что от них осталось?
  12. Почему храм Афайи сохранился лучше, чем многие другие древнегреческие постройки?
  13. Какие мифы связаны с храмом Афайи?
  14. Можно ли посетить храм Афайи сегодня, и как до него добраться?
  15. Какие еще достопримечательности можно увидеть на острове Эгина?
  16. Какие археологические находки были сделаны в храме Афайи?

Остров Эгина, который находится в заливе Сароникос, совсем рядом с материковой частью Греции, привлекает путешественников не только возможностью уединенного пляжного отдыха. На нем можно увидеть хорошо сохранившиеся остатки древнего храма, посвященного малоизвестной богине Афайе, культ которой возник еще во времена минойской цивилизации. Оригинальная архитектура строения отражает поздние этапы формирования принципов дорического ордера. В этой статье мы погрузимся в историю Эгины, восстановим этапы строительства храма Афайи и разберем его основные особенности.

Богиня Афайя и ее роль в Древней Греции

Культ Афайи — это исключительный случай в истории Древней Греции. Считается, что он возник на Крите около XIV века до нашей эры, однако объекты поклонения и религиозные артефакты в честь богини удалось обнаружить на одном лишь острове Эгина. В наиболее ранних легендах об Афайе говорят как о богине-матери, покровительнице плодородия и сельского хозяйства.

По мере того как культурные связи между греческими городами-государствами становились прочнее, Афайя начала играть роль посредника между минойской и олимпийской мифологиями. По легенде, она была нимфой, которая спасалась от кровожадного царя Миноса, но запуталась в рыбацких сетях рядом с островом Эгина. Освободившись от пут, она поднялась на холм и попросила защиты у Артемиды. Богиня пожалела нимфу и сделала ее невидимой (именно так с древнегреческого можно перевести слово «Ἀφαία»). Став богиней, Афайя осталась жить на острове и начала заботиться о его жителях.

Богиня Афайя. Изображения: Photography by Marsyas, CC BY-SA 2.5, Glyptothek, PD, via Wikimedia Commons

В середине V века до нашей эры гегемония Афин над другими полисами достигла своего пика. Архаичный культ Афайи начал постепенно уходить в небытие. Со временем жители Эгины начали отождествлять ее с другими богинями — иногда Артемидой, но чаще всего с Афиной. Долгое время считалось, что эгинский храм был посвящен именно Афине, и лишь в начале XX века археологи обнаружили реликвии, указывающие на культ Афайи.

История храма Афайи

Храм, руины которого мы можем наблюдать сегодня, не был первым святилищем Афайи. Первые культовые сооружения на высоком холме в северо-восточной части Эгины начали появляться в эпоху позднего бронзового века, то есть в конце II тысячелетия до нашей эры. Об этом свидетельствуют археологические артефакты, найденные вдали от поселений или захоронений того времени. Среди них были керамические сосуды, миниатюрные копии колесниц и тронов, а также обработанные камни с минойскими печатями. Кроме того, исследователи обнаружили следы выравнивания скальных пород, на которых могла располагаться ранняя глинобитная постройка.

Первый храм Афайи, существование которого удалось подтвердить, был построен около 570 года до нашей эры. Во время раскопок в конце 1960-х годов археологи нашли остатки перибола — стены из кирпича-сырца, формировавшей пространство внутреннего дворика храма общей площадью порядка 1 800 м2. Среди интересных находок была также 14-метровая колонна, увенчанная скульптурой сфинкса. Считается, что она выполняла лишь декоративную функцию и не входила в основную колоннаду.

Ранний храм Афайи был почти полностью разрушен во время пожара в 510 году до нашей эры. Почти сразу после инцидента строители приступили к возведению нового сооружения, которое было завершено не позднее  470 года до нашей эры. Новый храм Афайи во многом повторял архитектурные особенности предыдущего, однако имел более впечатляющую скульптурную группу.

Макет храма Афайи. Изображение: Glyptothek, CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

Архитектура храма Афайи

Храм Афайи принадлежит к дорическому архитектурному ордеру, который отличается монументальностью и строгостью пропорций. Основным строительным материалом служил известняк, который добывали в карьерах Эгины. По конструкции храм представляет собой классический периптер. Главной особенностью периптера является прямоугольное основание, со всех сторон окруженное колоннами. В храме Афайи основание имеет трехступенчатую конструкцию. В изначальном исполнении колонны имели высоту более 6 метров и располагались в соотношении 12:6. При этом архитекторы немного отошли от классических пропорций и сделали колонны более вытянутыми, что придало храму визуальную легкость.

Важной архитектурной особенностью храма Афайи являются фронтонные скульптурные композиции, выполненные из паросского мрамора. Центральным элементом как восточного, так и западного фронтона является Афина, которая на стыке VI и V веков до нашей эры уже почти полностью вытеснила культ Афайи. Оба фронтона посвящены Троянским войнам:

  • Западный — битве Аякса Великого с Гектором, описанной в поэме Гомера «Илиада»;
  • Восточный — сражению героев Геракла и Теламона с воинами царя Трои Лаомедонта.

Фронтоны храма были сделаны с разницей около  20 лет, и по ним можно отследить эволюцию греческой скульптуры в пределах одного поколения. Западный фронтон имел такие архаичные черты, как симметричность и неестественные улыбки действующих лиц. Восточный фронтон отличали динамичные позы, реалистично изображенные раненые воины и оригинальная крестообразная композиция.

Восточный и западный фронтоны храма. Изображение: Adolf Furtwängler, PD, via Wikimedia Commons

Выразительности фронтонам храма добавляло то, что они были полихромными, то есть разноцветными. Согласно научным исследованиям и реконструкциям, основными цветами были различные оттенки красного и синего цветов. Для оформления небольших элементов также использовалась золоченая краска.

Уже в XIX веке искусствоведами было осознано огромное художественное значение скульптур с фронтонов храма Афайи. Точные копии их стали одним из главных экспонатов Музея изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете, созданного под руководством Ивана Цветаева и открытого в 1912 году. Сегодня эти слепки можно увидеть в Греческом зале Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.

Реконструкция одного из фронтонов храма Афайи в Пушкинском музее в Москве. Изображение: Shakko, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Внутреннее пространство храма Афайи

Внутреннее пространство храма Афайи примечательно своей целлой, то есть главным святилищем. Внутри него были установлены две параллельные двухъярусные колоннады, соединенные ступенчатыми стенами. В нижней части целлы располагалась культовая статуя Афайи или же Афины, жертвенный алтарь, а также ритуальный бассейн с оливковым маслом. Верхняя часть конструкции предположительно использовалась для хранения храмовой утвари и наблюдений за церемониями.

По бокам от главного святилища были организованы еще два помещения.

  • Пронаос — входная группа с двумя колоннами между выступами стен, которая служила переходной зоной для ритуальных процессий.
  • Адитон — закрытое со всех сторон помещение выполняло функцию внутреннего святилища, доступ в которое имели только жрецы.

Современное состояние храма Афайи

Храм Афайи сохранился до наших дней лишь частично. Из 32 дорических колонн уцелело только 24. В относительно хорошем состоянии сохранились фрагменты стилобата и стены целлы, а также часть антаблемента с барельефами. Несмотря на усилия специалистов по консервации, храм постепенно разрушается из-за эрозии и высокой туристической нагрузки. Некоторые оригинальные архитектурные элементы были демонтированы и помещены в археологический музей Эгины, где для них создали  благоприятные условия.

Значительную часть мраморных скульптур удалось сохранить благодаря раскопкам в 1811 году. Их спонтанно решила провести команда архитекторов из Германии и Англии, в состав которой входили Джон Фостер, Чарльз Кокерелл, Отто Штакельберг и Халлер фон Халлерштайн. Путешествуя по Греции, они познакомились с жителями Эгины, которые и указали правильное местоположение древнего храма.

Раскопки оказались чрезвычайно успешными — рядом с храмом удалось обнаружить несколько десятков архитектурных элементов и 28 скульптурных фрагментов с обоих фронтонов, 13 из которых изображали головы. По договоренности с османскими властями и при содействии австрийского и французского консулов Вальтера Гропиуса и Луи Антуана Фовеля артефакты вывезли с острова и продали на аукционе.

В 1814 году эти изваяния, которые специалисты часто называют общим термином «эгинеты», оказались в Риме, где датский скульптор Бертель Торвальдсен провел реставрацию. Торвальдсен справился с ней блестяще, но позволил себе некоторые вольности, добавив отсутствующие элементы и отойдя от оригинального стиля. Впоследствии скульптуры приобрел баварский принц, будущий король Баварии Людвиг I. Сегодня фрагменты фронтонов, уже без дополнений Торвальдсена, можно увидеть  в знаменитой Мюнхенской глиптотеке в Германии.

Изображение: Kostas Vassis, CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Интересные факты: загадки и особенности храма Афайи

  • Древнегреческие архитекторы использовали некоторые хитрости, которые меняли визуальный облик храма. Например, они сделали внешние угловые колонны примерно на 2 сантиметра толще, чем все остальные. Так им удалось сгладить оптический эффект сужения, связанный с проблемой углового триглифа — вертикального элемента антаблемента. Если триглифы располагались точно на углу, визуальный облик здания терял симметрию, а угловые колонны казались более узкими. Таким образом, их утолщение решало эту проблему и создавало иллюзию монолитности конструкции.
  • Остров Эгина был захвачен Афинами и окончательно потерял свою независимость в 456 году до нашей эры. Многие исследователи придерживаются гипотезы о том, что афиняне преднамеренно сняли и закопали все артефакты с упоминанием имени Афайи. Вероятно, так они пытались уничтожить память об архаичной богине, которая была символом свободы Эгины. Легенды о культе Афайи начали восстанавливать только в 1901 году.

Вопрос-ответ

Кто такая богиня Афайя, и почему ей посвящен храм на Эгине?

Афайя — это богиня плодородия, культ которой возник в середине II тысячелетия до нашей эры. Афайю считали покровительницей Эгины, а потому на этом острове был построен храм в ее честь.

В чем уникальность архитектуры храма Афайи?

Двухъярусные колоннады внутри целлы храма Афайи были не уникальной, но очень редкой особенностью для дорической архитектуры.

Как храм Афайи связан с Парфеноном и храмом Посейдона?

Если на карте соединить линиями Эгину, Афины и Сунион, в которых расположены три этих храма, получится равносторонний треугольник, который иногда называют «святым треугольником античности».

Какие скульптуры украшали храм, и что от них осталось?

Храм украшали фронтонные скульптурные композиции с изображением двух Троянских войн. От них осталось достаточно много фрагментов, которые хранятся в Мюнхенской глиптотеке. Культовая статуя Афайи была утрачена еще в древности.

Изображение: Laci3, CC0, via Wikimedia Commons

Почему храм Афайи сохранился лучше, чем многие другие древнегреческие постройки?

Храм Афайи достаточно хорошо сохранился благодаря трем основным факторам.

  • Он построен на высоте 160 метров над уровнем моря и всегда был надежно защищен от наводнений.
  • По удачному стечению обстоятельств регион Эгины отличается низкой сейсмической активностью, большинство землетрясений имели магнитуду ниже 4 баллов по шкале Рихтера.
  • В Эгине почти не происходило масштабных сражений, которые часто были основной причиной разрушения храмов.

Какие мифы связаны с храмом Афайи?

Наиболее известным является миф о происхождении Афайи. В нем рассказывается, как Артемида спасла молодую нимфу от преследования царя Миноса, обратив ее в богиню под именем Афайя, что в переводе с древнегреческого означает «невидимая».

Можно ли посетить храм Афайи сегодня, и как до него добраться?

Храм Афайи открыт для посещения на протяжении большей части года за исключением нескольких дней, выделенных для научных исследований. Стоимость входного билета на территорию составляет €6. Добраться до Эгины можно на пароме, который ходит от порта Пирей, а до самого храма ездят  регулярные автобусы.

Какие еще достопримечательности можно увидеть на острове Эгина?

На Эгине можно увидеть руины византийской церкви Зевса Элланиоса XIII века, здание сиротского приюта XIX века и монастырь святого Нектария XX века.

Какие археологические находки были сделаны в храме Афайи?

При раскопках рядом с храмом Афайи были найдены религиозные артефакты XIV века до нашей эры, фрагменты барельефов, украшавших фронтоны храма, а также частично сохранившийся жертвенный алтарь.

Иван Стефанов

Изображение на обложке: Freepik

Молотки и кирки. Неожиданная находка: обнаружены уникальные инструменты возрастом почти 2 тысячи лет
Великолепная дружба. Орнитологи выяснили, что скворцы способны формировать поддерживающие отношения