В витринах берлинского Египетского музея хранится хрупкий фрагмент папируса, рассказывающий не о любовных драмах или героических битвах, а о более прозаичных, но важных вещах: налоговых обязательствах, коммерческих сделках и, возможно, тайных сговорах с влиятельными римлянами.
Так называемый «Папирус Клеопатры», датированный 33-м годом до нашей эры, представляет собой царский эдикт, освобождающий некоего римского гражданина от уплаты налогов на экспорт египетского зерна и импорт греческого вина.
Он также наделяет его корабли и транспортных животных особыми привилегиями. Это исключительная сделка для эпохи, когда Египет и Рим находились на грани то ли союза, то ли вражды.
Подписала ли Клеопатра этот документ? В конце текста стоит греческое слово «ginesthō» («да будет так»), написанное другим почерком, чем остальной текст. Некоторые эксперты, например, историк Бернар Легра, полагают, что это автограф самой Клеопатры VII.
Другие же считают, что печать поставил высокопоставленный чиновник. В любом случае, папирус под номером P.25239 считается важным источником для понимания отношений между Египтом и Римом в период, предшествовавший превращению Египта в римскую провинцию.
Кто был получателем этих привилегий? Имя повреждено и не поддается прочтению, но есть две версии: первая указывает на Публия Канидия Красса, военачальника и политика, близкого к Марку Антонию, возлюбленному Клеопатры. Вторая – на Квинта Касселия, финансиста, связанного с семьей банкиров, имеющих интересы в Египте.
Вне зависимости от личности, эта привилегия заставляет исследователей задуматься о возможной коррупции: не была ли эта налоговая сделка платой за политическую или военную поддержку в критический момент? Следует помнить, что в 33 году до нашей эры Марк Антоний и Клеопатра готовились к войне с Октавианом (будущим императором Августом), которая закончилась их поражением и смертью.
История попадания папируса к нам не менее интересна. В I веке до нашей эры документ был использован вторично для изготовления папье-маше для недорогой мумии, найденной в Абусир-эль-Малеке, некрополе к югу от Каира. Использование старых административных документов для саркофагов было обычным явлением, но этот случай оказался ценной находкой.
Позже он был обнаружен в архивах Египетского музея в Берлине и опубликован в 2000 году исследователем Петером ван Минненом, который идентифицировал его как простагму (королевский указ). С тех пор ведутся споры: была ли Клеопатра хитрым стратегом, покупавшим лояльность, или просто правительницей, поддерживавшей торговлю?


