Das ist fantastisch: история первого трамвая
16 мая 1881 года в пригороде Берлина, Лихтерфельде, произошло историческое событие — начало пассажирского движения на первой в мире электрической трамвайной линии. Этот день ознаменовал значительный шаг вперёд в области городского транспорта, открыв новую эру в истории общественного транспорта.
Эта история началась в конце 1870-х годов в Берлине: компания Siemens & Halske, основанная талантливым изобретателем и предпринимателем Вернером фон Сименсом, активно занималась разработкой передовых электрических транспортных систем. Вернер Сименс, страстный приверженец технического прогресса, стремился найти способы применения электричества для улучшения общественного транспорта. В 1879 году его усилия принесли свои плоды: на Берлинской промышленной выставке компания продемонстрировала первую в мире электрическую локомотивную машину, которая не просто работала, а была готова к реальному использованию. Этот впечатляющий успех не только вызвал восторг среди публики и специалистов, но и вдохновил Сименса на дальнейшие, ещё более смелые эксперименты с электрическим транспортом. Он увидел в этом будущее городских перевозок, что стало катализатором для создания первой электрической трамвайной линии в Лихтерфельде.
Сименс, обладая инженерной интуицией и предпринимательской жилкой, быстро понял, что демонстрация на выставке — это лишь начало. Он осознал, что у электрического транспорта огромный потенциал для трансформации городских перевозок, улучшения их эффективности и экологичности. Вдохновлённый успехом и заручившись поддержкой своих коллег, Сименс решил внедрить свои инновационные идеи в повседневную жизнь. Так начался путь к созданию первой в мире электрической трамвайной системы, ставшей настоящей революцией в области городского транспорта и навсегда изменившей представления о том, каким должен быть городской транспорт.
Сперва планы по созданию электрической высокоскоростной железной дороги в центре Берлина были отклонены: местные жители опасались шума и загрязнения. Тогда внимание Сименса привлекла заброшенная строительная линия в Лихтерфельде, которую раньше использовали для транспортировки материалов на стройку Преусской кадетской академии. Владелец этой территории предложил Сименсу использовать эту линию для своих экспериментов, что и стало отправной точкой для создания первой электрической трамвайной линии.
Чтобы адаптировать линию под электрический трамвай, потребовалась перестроить ее на метровую колею, а также установить электрическое оборудование. Линия начиналась от вокзала Лихтерфельде, проходила через несколько улиц и пересекала несколько железнодорожных путей, прежде чем достигнуть конечной остановки у кадетской академии.
Первоначально трамвай получал питание от двух рельсов, которые служили проводниками электричества, при напряжении 180 вольт. Вагон оборудовали электродвигателем, способным развивать скорость до 20 км/ч; впрочем, на испытаниях он мог разгоняться до 40 км/ч. Благодаря инновационной системе электроснабжения и двигательной установки трамвай мог безопасно и эффективно перевозить пассажиров.
15 мая 1881 года состоялись первые пробные поездки для широкой публики. Испытание не прошло без инцидентов: несколько лошадей, которые оказались на пути электрического трамвая, попали под напряжение, так как контактные рельсы передавали электричество. Эпизод вызвал беспокойство, впрочем, общее впечатление публики осталось положительным. Официальное открытие пассажирского движения состоялось на следующий день, 16 мая. В течение первых дней работы линия пользовалась большой популярностью, что свидетельствовало о высоком потенциале электрического трамвая как средства городского транспорта.
История ткрытия пассажирского движения на первом электрическом трамвае в Лихтерфельде стала ярким примером новаторского успеха, преодоления трудностей и непрерывного стремления к улучшению. Этот проект не только проложил путь для развития электрического транспорта в Германии, но и оказал значительное влияние на мировую транспортную индустрию. Трамвай в Лихтерфельде стал символом прогресса и показал, как инновации могут изменить повседневную жизнь миллионов людей.
Наира Кочинян