Одна из самых загадочных краж в истории британского искусства наконец получила развязку. Благодаря кропотливой работе историка Мередит Хейл стало известно, как исчезнувшая в 1951 году картина кисти Антониса Ван Дейка преодолела путь от частного собрания до музейной витрины за океаном.
Портрет Вольфганга Вильгельма Пфальц-Нейбургского был создан как часть «Иконографии» — серии из 37 эскизов, над которой художник работал в последние годы жизни. Картина находилась в коллекции герцога Баклю и Куинсберри более двух столетий, пока в середине XX века не исчезла при загадочных обстоятельствах.


Следы ведут к редактору журнала The Connoisseur Леонарду Рэмзи. Представившись ученым, он получил доступ к хранилищу, откуда вынес произведение искусства и продал его по поддельным документам за символическую сумму — 189 фунтов.
«Он использовал фальшивый сертификат и заведомо скрыл происхождение картины»
— Мередит Хейл, британский историк искусства
Дальнейшие перемещения полотна были установлены по архивам, письмам и музейным каталогам: от лондонского аукциона Christie’s к нью-йоркскому дилеру, далее — в частную коллекцию, и, наконец, в музей Гарварда, где картину спустя шесть лет случайно опознала герцогиня Баклю. После подтверждения подлинности произведения и обсуждений с музеем оно было возвращено, а в 1981 году передано Университету Торонто.
Теперь, спустя 73 года, шедевр вновь занимает место в собрании потомков герцога, восстанавливая утраченную часть уникальной коллекции Ван Дейка.
Источник: British Art Journal