Загадка ценой в $20 млн. Дракон с ушами терьера и Мадонна с младенцем: происхождение картины полно тайн

Загадка ценой в $20 млн. Дракон с ушами терьера и Мадонна с младенцем: происхождение картины полно тайн

Одну из самых интригующих покупок за всю историю совершила Лондонская Национальная галерея. Музей приобрел алтарный образ начала XVI века, происхождение которого полно тайн, от его авторства до иконографии. Изображенный на полотне диковинный дракон с острыми зубами и ушами терьера тоже вызывает больше вопросов, чем ответов.

Стоимость приобретения составила 16,4 миллиона фунтов стерлингов (22 миллиона долларов США). Такая сумма, отданная за картину безымянного старого мастера, подчеркивает исключительное качество полотна «Мадонна с младенцем и святыми Людовиком и Маргаритой».

Масляная живопись на панели изображает Деву Марию с младенцем, восседающую на троне под балдахином, украшенным богатой вышивкой. За троном возвышаются пилястры, богато декорированные и увенчанные мраморными капителями с вырезанными сценами из Ветхого Завета, а также другими, пока не идентифицированными сюжетами. Деву Марию окружают ангелы, один из которых играет на губной гармошке, а другой держит псалтырь. По бокам от ангелов изображены святые: Святой Людовик IX (король Франции) и Святая Маргарита, возникающая из поверженного тела разъяренного дракона, который поглотил ее, но не смог переварить крест, который она носила.

Изображение Девы Марии на троне в окружении ангелов и святых было распространенным мотивом, однако данная интерпретация выделяется рядом особенностей. Трон Марии опирается на простые деревянные ступени, контрастирующие с роскошными тканями и изысканными украшениями трона и пилястр. Подобные простые деревянные ступени редко встречаются в картинах на эту тему того периода. Скипетр Святого Людовика, увенчанный переплетенной массой фигур, далек от традиционных королевских регалий. Но пожалуй, самым необычным персонажем является удивительный слюнявый дракон Маргариты. В иконографии Маргариты эти существа встречаются часто, она либо выходит из них, либо поражает их молотом, но ни один из них не похож на этого.

Исследователи склоняются к мнению, что автором картины является либо голландский, либо французский художник. Прослеживаются параллели между данной работой и ранними произведениями Яна Госсарта, особенно в ракурсе лиц ангелов и святых, в передаче парчи и металлических изделий, а также в технике рисования. Голландская гипотеза подкрепляется материалом панели – балтийским дубом, в то время как французские художники использовали местную древесину. С другой стороны, присутствие Людовика и детали цепи ордена Святого Михаила, которую он носит, указывают на французского мастера. Одним из возможных авторов является Жан Хей, известный как Мастер Мулена, славящийся своим мастерством в создании драматического света и тени и монументальными фигурами, заполняющими пространство.

Тщательная детализация цепи помогает датировать алтарь. Дендрохронологический анализ дуба показал, что панель была написана после 1483 года. Двойные узлы (эгюйеты) на цепи ордена Святого Михаила перестали использоваться в 1516 году, после изменения дизайна королем Франциском I. Это указывает на то, что цепь была написана с натуры до этой даты. На основании других стилистических особенностей исследователи датируют картину примерно 1510 годом.

Самое раннее упоминание о картине относится к 1602 году, когда она была зарегистрирована в премонстратском аббатстве Дронген (Тронкиен) в Генте, современной Бельгии. К тому времени ей было около ста лет, и возможно, что она была заказана для монастырской церкви и находилась там с самого начала. Орден премонстратов почитал Святого Людовика за дарование им права носить геральдическую лилию на своем гербе, и известно, что они посвятили алтарь Деве Марии и Святой Маргарите в гентском монастыре в 1608 году. Пара лебедей с переплетенными шеями, изображенная в декоре правого пилястра, может содержать намек, поскольку лебедь был центральной геральдической эмблемой монастыря.

Несмотря на то, что алтарь уже публиковался, его необыкновенная детализация и яркая палитра ранее не воспроизводились в цвете, и публика не имела возможности увидеть его великолепие на протяжении десятилетий. Он находился в частной коллекции и последний раз выставлялся в 1960 году. Национальная галерея давно знала о его ценности и стремилась приобрести, и вот теперь благодаря финансированию от некоммерческой организации «Американские друзья Национальной галереи в Лондоне» музей смог осуществить мечту и приобрести его на частных торгах, организованных Sotheby's.

Изображение: thehistoryblog

Сенсация в научном мире. Эксперименты австралийских ученых рассказали об уровне развития древних мастеров
Панические атаки — все? Норвежские ученые разработали уникальный метод борьбы с тревожными состояниями