Среди первых. Работы полузабытой «звезды» авангарда представили на выставке в Новой Третьяковке
В Новой Третьяковке открылась выставка «Алексей Моргунов. Среди первых», приуроченная к 140-летию художника. Талантливый живописец и график, экспериментатор, он стоял у истоков авангардного искусства и дружил с его ведущими представителями.
Русский авангард – это большое созвездие замечательных имен, многие из которых сейчас возвращаются к зрителю. Так, около сорока работ Алексея Моргунова из разных музеев можно увидеть до 26 января 2025 года на Крымском Валу.
Моргунов появился на свет в семье русского пейзажиста, одного из основателей Товарищества передвижных художественных выставок Алексея Саврасова. Поскольку родители в то время еще, видимо, не состояли в браке, мальчик получил фамилию матери. Но главное жизненное занятие унаследовал от отца. И простое сравнение работ обоих дает наглядное представление о том, какой путь прошла отечественная живопись менее чем за полвека: от передвижнического реализма до метаморфоз пространства и формы.
Саврасов в ранние годы сына уже тяжело болел и скончался, когда тот был подростком. Образование юный Моргунов получал в Строгановском художественно-промышленном училище. Затем, в 1909-1910 годах, в поездке по Германии, Франции, Италии постигал творчество европейских мастеров. Его заинтересовали французские реалисты, импрессионисты, фовисты и Поль Сезанн, позднее – неопримитивизм, кубизм и кубофутуризм. Мастерская художника в Москве, «Моргуновка», стала не только своего рода академией живописи и рисунка, но и местом притяжения для представителей левых направлений в изобразительном искусстве.
В те годы он сблизился с другими авангардистами, прежде всего с Михаилом Ларионовым, одним из создателей наиболее радикальной творческой группы «Бубновый валет». Для первой выставки этих художников, прошедшей в конце 1910–начале 1911 года, Моргунов выполнил ставшую знаменитой афишу: на красно-оранжевом фоне поместил черное с белым изображение - круг с двумя силуэтными полуфигурами валета, напоминающими игральную карту.
Познакомившись в 1914 году с Казимиром Малевичем, Моргунов вместе с ним и художником Иваном Клюном основал сообщество февралистов, или «лошкарей». На один из диспутов «Бубнового валета» Моргунов и Малевич пришли с деревянными ложками на лацканах пиджаков, с которыми накануне прогулялись по Кузнецкому мосту, и фотография прогулки попала в газеты. Моргунов работал в то время в эстетике алогизма. Создавал полубеспредметные композиции, но, в отличие от Малевича, основавшего супрематизм, искусство чистой абстракции не захватило Моргунова.
Незадолго до Октябрьской революции у художника случился перерыв в творчестве, причина – та же болезнь, что и у его отца: алкоголизм. Однако в послереволюционные годы Моргунов вновь стал активно работать. Публиковался в газете «Анархия», служил в Наркомпросе, был членом Пролеткульта, преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, а затем в созданном на их основе ВХУТЕМАСе. Вернулся к фигуративной живописи, соединив соцреализм с европейским модернизмом. Умер Моргунов в 1935 году в возрасте пятидесяти лет, оставив зрителям картины, в которых отразилось его время.
Ирина Кравченко
Фото: Иван Новиков-Двинский. 2024. Третьяковская галерея