Резцом и иглой. В ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась уникальная выставка гравюры

Резцом и иглой. В ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась уникальная выставка гравюры

Выставкой «Сокровищница графики. Гравюрный кабинет в первой четверти XX века» начинается серия экспозиций под названием «Ars Graphica», призванных показать золотой фонд графического собрания, хранящегося в Государственном музее изобразительных искусств. Представленный сейчас проект посвящен деятельности Николая Ильича Романова - человека, стоявшего у истоков нынешнего Гравюрного кабинета, выдающегося русского ученого и педагога. Выставка проводится ГМИИ совместно с Российской государственной библиотекой.

Несколько десятков работ, размещенных в 31-м музейном зале, где теперь восстановлена традиция графических выставок, представляют едва ли не все виды гравюры: литографию, ксилографию, линогравюру, офорт, монотипию, акватинту и др. Выставленные работы демонстрируют развитие гравюры, начиная от жившего в XVI веке Альбрехта Дюрера до Анны Остроумовой-Лебедевой и других талантливых мастеров XX столетия.

Художник в графике, как в печатной, так и в оригинальной, чувствует себя более свободно. Если живописные произведения могут быть привязаны к заказу, к какой-то программе, к требованиям времени, то графика – это своего рода творческая лаборатория, где можно высказать невысказанное или поэкспериментировать с тем, что не удалось в живописи.

На нашей выставке представлена авторская, не тиражная графика, например работы художника и педагога Елизаветы Кругликовой, ею самой переданные в музей. Кругликова занималась монотипией, по поводу которой ее коллега писала, что это удивительный опыт, поскольку никогда не знаешь, что получишь в отпечатке. У художника возникает волнение, ощущение, что его рукой управляет высшая сила. А с другой стороны, у него есть возможность выразить в гравюрной технике собственную, авторскую идею.

  • Татьяна Тютвинова, куратор выставки, старший научный сотрудник ГМИИ им. А. С. Пушкина

Ясное понимание возможностей графической техники ведет к большой отточенности образа. И одновременно к его художественности, даже когда мастер делает иллюстрацию к научной книге по орнитологии. Представленные на выставке работы Марии Сибиллы Мериан, относящиеся к XVII-XVIII векам, изначально были чисто исследовательскими, но в результате явили мир прекрасного художества.

  • Наталья Самойленко, куратор выставки, советник Дирекции Российской государственной библиотеки

Соединение в одной выставке работ старых мастеров и графиков XX века отвечает концепции самого Гравюрного кабинета. В Румянцевском музее, крупном просветительском учреждении дореволюционной Москвы, кабинет графики входил в Отделение изящных искусств. Стараниями руководителя отделения, Николая Романова, кабинет был превращен в место, где изучали графику и готовили интересные выставки, неизменно привлекавшие любителей искусства. Причем активная деятельность его сотрудников пришлась в том числе и на годы Первой мировой войны и Октябрьской революции.

После того, как в 1924 году Румянцевский музей расформировали, его книжный фонд преобразовали в Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина, а Гравюрный кабинет вместе с собранием живописи западноевропейских мастеров был перемещен в Музей изящных искусств, директором которого за год до того стал Романов. Благодаря дружбе и сотрудничеству с русскими и европейскими художниками, он значительно обогатил коллекцию гравюр, в том числе благодаря обмену, проведенному в 1925 году. Тогда в Британский музей отправили двести с лишним графических листов русских художников и получили 600 экземпляров английской печатной графики. Романов стремился превратить кабинет в современно организованное музейное собрание, в котором соединились бы прошлое и настоящее, европейское и русское искусство, графические произведения и исторические документы.

Мы позволили себе соединить архивные документы с гравюрами, как это когда-то делал Николай Ильич Романов в своих мини-выставках, в своих занятиях со студентами Московского университета. В целом его удивительные коммуникативные навыки, умение общаться с художниками, с коллекционерами, с коллегами по цеху позволили ему всегда быть на волне современных веяний. Он чувствовал, что́ необходимо современному графическому собранию.

  • Илья Доронченков, заместитель директора ГМИИ им. А. С. Пушкина по научной работе

Для Романова гравюрный кабинет был его произведением, его творческой лабораторией, его возможностью общаться с художниками, обогащать фонды и растить молодое поколение исследователей. Романов писал, что Гравюрный кабинет – его любимое детище. А мы теперь должны воспитать новую аудиторию ценителей графики, которые будут к нам ходить и ощущать искусство в полной мере. Графика требует непосредственного контакта, ее лучше воспринимать вживую, а рассматривание графических листов на выставках развивает общий художественный вкус зрителя.

  • Татьяна Тютвинова
Неожиданное открытие. Употребление белого вина повышает риск онкологических заболеваний на 22%
Ученые выяснили, что сухой воздух повреждает клетки бронхов. Это может привести к хроническому кашлю и астме