Отреставрированный шедевр. Полотно Луки Джордано «Святой Себастьян» пополнило экспозицию Пушкинского музея

Отреставрированный шедевр. Полотно Луки Джордано «Святой Себастьян» пополнило экспозицию Пушкинского музея

21 января в Итальянском дворике Пушкинского музея представили итоги реставрации картины Луки Джордано «Святой Себастьян».

О результатах работы рассказали главный научный сотрудник отдела Старых мастеров Пушкинского музея, доктор искусствоведения Виктория Эммануиловна Маркова и художник-реставратор отдела реставрации живописи Николай Владимирович Колесников. Картина стала частью постоянной экспозиции, теперь она находится в зале 17 «Итальянское искусство XVII–XVIII веков».

Завершена реставрация полотна Луки Джордано «Святой Себастьян», которая дала прекрасные результаты и помогла подтвердить авторство художника. В прошлом картина находилась в Мраморном дворце в Санкт-Петербурге, а ее авторство определялось по-разному: она приписывалась кругу Риберы, Гверчино, неизвестному мастеру середины XVII века. В каталоге собрания итальянской живописи ГМИИ им. А.С. Пушкина 2002 года я впервые связала картину с именем Луки Джордано, определив ее как работу его школы. Проведенная реставрация, освободившая красочную поверхность от загрязнений и слоя потемневшего лака, позволила оценить качество живописного исполнения картины и окончательно отнести ее к творчеству Луки Джордано, одного из самых ярких представителей эпохи барокко. Перед нами пример того, как результаты проведенных исследований и реставрационной работы помогают в определении авторства. Благодаря этому музейному проекту в собрании Пушкинского музея появилось еще одно произведение выдающегося мастера, о существовании которого еще недавно не подозревали.

  • Виктория Маркова, главный научный сотрудник отдела Старых мастеров Пушкинского музея, доктор искусствоведения

Полотно Луки Джордано «Святой Себастьян» долгие годы пребывало в запасниках музея. Разновременные, сильно потемневшие лаковые покрытия и поздние записи скрывали подлинную живопись, затрудняя атрибуцию. Картина происходит из Императорских собраний, до революции она находилась в Мраморном дворце и в разные годы приписывалась кругу Гверчино и Риберы, затем школе Луки Джордано. В результате длительной и сложной реставрации произведение предстало в новом свете — из-под многочисленных поздних наслоений открылся авторский слой хорошо сохранившейся живописи.

Трагический сюжет картины — мученические страдания святого Себастьяна — был чрезвычайно популярен в западной живописи. На презентации для журналистов художник-реставратор отдела реставрации живописи Николай Владимирович Колесников представил небольшой обзор основных этапов работы с произведением, а также рассказал о научно-исследовательской стороне реставрационного процесса.

Источник: пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

Уровень доверия ученым: Россия на предпоследнем месте
Связь на атомном уровне. Создана «средневековая» нанотехнологическая кольчуга