После масштабной и уникальной реставрации, проведенной сотрудниками музея, в постоянную экспозицию вернулась картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1883-1885). Сегодня, 17 декабря, в Государственной Третьяковской галерее открывается выставочный проект, рассказывающий о создании картины, ее восприятии публикой, художниками и критиками, о перенесенных ею страданиях и возрождении.
У произведения выдающегося русского художника оказалась драматическая судьба. Полотно дважды подвергалось нападению и получало серьезный урон. В первый раз это произошло еще при жизни Репина, в 1913 году, во второй – не так давно, в 2018-м, после чего картину отправили на реставрацию, которая затронула не только пострадавший участок.
Репинское произведение недаром назвали «хронически больным»: его общая сохранность постоянно внушала беспокойство. На протяжении столетия реставраторы пытались укреплять красочный слой, но он продолжал разрушаться. Нынешняя работа вернула картине первоначальный вид и обогатила отечественных реставраторов новыми технологиями и инструментами.
Исследования заняли больше года. По мере продвижения работы у нас появлялось новое оборудование. Нас интересовало, как укрепляющие материалы, адгезивы, могут повести себя в различных средах. А подборка пробы для изготовления шлифов красочного слоя, грунта и лаковых слоев, которая проводилась в нашем отделе, помогла реставраторам, когда они удаляли многочисленные лаковые пленки. Для нас самих работа по исследованию репинской картины стала вызовом и отправной точкой развития.
- Юлия Дьяконова, главный научный сотрудник отдела комплексных исследований Третьяковской галереи
Для реставрации было изготовлено оборудование, которое показали журналистам, проведя их в рабочую комнату. Крупноформатный реставрационный стол-трансформер, предназначавшийся именно для произведения Репина, был спроектирован Андреем Голубейко, начальником отдела реставрации масляной станковой живописи Третьяковской галереи, реставратором высшей категории. Стол при нажатии кнопки на пульте начинает двигаться.
При тех разрушениях красочного слоя, которые существовали, полотно необходимо было на время реставрации сделать неподвижным, что и обеспечил этот стол. К тому же он позволяет реставрировать вещи большого формата. Теперь стол будет использоваться для других работ.
- Андрей Голубейко, начальник отдела реставрации масляной станковой живописи Третьяковской галереи, реставратор высшей категории
Реставратор также разработал камеру для очистки холста от старого клея при помощи абразива.
Теперь методики, - которые мы наработали с этой картиной, будем применять для других полотен. Например, использование восковых красок, которые позволяют работать не кистью, а шпателем.
- Андрей Голубейко
В процессе реставрации было много сложных моментов. – Но мы через все прошли и сами многое изменили в своем профессиональном мышлении. Поэтому работа сопровождалась инновационными решениями, которые окажут влияние на все развитие реставрационного дела в России.
- Татьяна Городкова, главный хранитель Третьяковской галереи
Усилия были оценены по заслугам, и «за многолетнюю фундаментальную работу по восстановлению картины» реставраторы Андрей Голубейко и Александра Орловская были удостоены Государственной премии.
Работая над реставрацией репинского полотна, я понял, что Илья Ефимович был прекрасным технологом, - и то, что он, как иногда говорят, нарушил здесь технологию, неправда. У Репина все было прекрасно, а остальное – проблемы, вызванные некоторыми предыдущими реставрациями и, конечно, полученными повреждениями».
- Андрей Голубейко
А чтобы реставраторам еще долго не пришлось возвращаться к восстановленной картине, она теперь будет экспонироваться в специальной антивандальной капсуле.
Увидеть обновленное произведение Репина и все, что с ним связано, можно в здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, 10, зал 30.
Автор текста Ирина Кравченко
Фото в тексте: Юлия Захарова. 2022. Государственная Третьяковская галерея.
Фото на обложке: Иван Новиков-Двинский. 2024. Государственная Третьяковская галерея