Храм Ники Аптерос

Храм Ники Аптерос

Оглавление
  1. Храм Ники Аптерос: история и значение
  2. Архитектура храма: особенности и стили
  3. Фриз и культовая статуя: художественные детали
  4. Алтарь и его роль в культе
  5. Исторические события вокруг храма
  6. Реставрации и исследования храма
  7. Храм Ники Аптерос в массовой культуре
  8. Что почитать про храм Ники Аптерос
  9. Интересные факты о храме Ники Аптерос

Афинский Акрополь — один из самых значимых памятников античной архитектуры. Значительная часть сооружений на территории комплекса посвящена богине войны, мудрости, ремесел и изобретательства — Афине, имя которой носит и столица Греции. К храмам, воздвигнутым в ее честь, относятся и величественный Парфенон, и живописный Эрехтейон, а также изящный храм Ники Аптерос, посвященный одной из ипостасей богини — победительнице Афине Нике. Это самый маленький по площади храм Акрополя, однако он имеет особую ценность с архитектурной, культурной и исторической точки зрения. В этой статье мы познакомимся с особенностями храма Ники Аптерос и вспомним связанные с ним исторические события.

Вид на Акрополь. Изображение: Freepik

Храм Ники Аптерос: история и значение

Ника — крылатая богиня победы, первое письменное упоминание о которой содержится в поэме Гесиода «Теогония», написанной в VII веке до нашей эры. Историки и философы до сих пор дискутируют о том, являются ли богини войны Афина и богиня победы Ника «самостоятельными личностями» или же это одна и та же сущность и различные ипостаси одной богини. Известно, что в VI веке до нашей эры греки одинаково высоко чтили их обеих, что привело к формированию культа Афины Ники, олицетворявшего связь войны и победы. Согласно одной из легенд, чтобы Ника никогда не покидала Афин, ее лишили крыльев. Так появилось имя Аптерос, от древнегреческого «απτέρος» — «бескрылая».

Изначально на месте будущего Акрополя стоял Микенский бастион, построенный примерно в XIV веке до нашей эры. Массивная оборонительная цитадель имела в основном военное назначение, но со временем начала приобретать и религиозное значение. Считается, что микенцы проводили религиозные обряды в честь Ники еще до формирования классического пантеона олимпийских богов. Об этом свидетельствуют найденные фрагменты древнего святилища Ники, разрушенного персами в 480 году до нашей эры.

После того как греческие полисы заключили перемирие с Персидской империей, первый стратег Афин Перикл инициировал восстановление архитектурных монументов Акрополя. Ответственным за возведение храма Афины Ники стал известный архитектор Калликрат, который также спроектировал Парфенон и защитные стены, соединившие Афины с портом в Пирее. Строительство храма Ники Афины завершилось в 420 году до нашей эры. Расположенный рядом с Пропилеями ( своего рода парадными воротами ансамбля)  Акрополя, храм Ники Аптерос стал символом духовной защиты города.

Ансамбль Пропилеи и храм Ники Аптерос (справа). Реконструкция. Изображение:  National Library of Poland, Public domain, via Wikimedia Commons

Архитектура храма: особенности и стили

Храм Ники Аптерос является самым древним сооружением Акрополя, построенным в ионическом ордере. Ионический ордер — это один из трех классических типов древнегреческой архитектурной композиции (наряду с более ранним дорическим и более поздним коринфским ордерами). Его главными особенностями считаются легкие изящные пропорции зданий, а также некоторые характерные черты.

  • Высокие и утонченные кверху колонны.
  • Капители с волютами (верхние части колонн с симметричными спиральными завитками).
  • Трехступенчатые архитравы (опорные блоки нижней части антаблемента — балочного перекрытия между колоннами и крышей).
Ансамбль Пропилеи и храм Ники Аптерос (справа); план храма  Ники Аптерос. Изображение:  Wikimedia Commons

В классическом виде храм имел весьма скромные размеры — 8x5,5x7 метров. На переднем и заднем фасадах были расположены по четыре колонны, тогда как боковые части представляли собой сплошные стены. Такая двухсторонняя ориентация относится к достаточно редкому типу храмов — амфипростиль. Это создавало особую асимметричную композицию со стороны Пропилеи.

Чтобы храм не терялся на фоне массивного парадного комплекса, колонны сделали более широкими (отношение высоты к диаметру 7:1 соответствует скорее дорическому, нежели ионическому ордеру). Волюты капителей выполнены в более сдержанном стиле, чем это было принято в ионической архитектуре Малой Азии (сегодня это часть современной территории Турции).

Фриз и культовая статуя: художественные детали

Сразу над трехступенчатыми архитравами располагался фриз — широкая центральная часть антаблемента, украшенная барельефами. Фриз представлял собой непрерывную ленту, огибающую здание со всех сторон. Все изображения были высечены из пентелийского мрамора, зернистая структура которого способствовала мягкому отражению солнечного света, что создавало эффект «живого камня». На каждой стороне фриза сцены были посвящены определенной тематике.

  • Северная — батальные сцены с участием греческой кавалерии.
  • Южная — победы над персидским войском при Платеях и Марафоне.
  • Западная — предположительно, конфликт между Афинами и Коринфом с изображением множества павших воинов.
  • Восточная — сцены с Афиной, Зевсом и Посейдоном, наблюдающими за сражениями греков или участвующими в них.
Деталь южного фриза. Изображение: Paul Hudson from United Kingdom, CC BY 2.0, via Wikimedia Commons

В центре внутренней части храма располагалась культовая статуя Ники Аптерос. Она не сохранилась до наших дней, а письменные свидетельства о ее форме и использованных материалах весьма противоречивы. Согласно одним историческим документам, статуя имела деревянную позолоченную основу, а отдельные части тела были выполнены из мрамора и слоновой кости. По другой гипотезе — вся скульптура была выполнена из позолоченной бронзы. По наиболее распространенной версии Афина Ника держала в руках яблоко (или гранат) и снятый с головы шлем — символы наступления мира.

Зарисовки фриза храма Ники. «Древности Афин», том II. 1787 год. Изображение: Wikimedia Commons

Алтарь и его роль в культе

Во время археологических раскопок рядом с храмом Ники Аптерос были найдены фрагменты жертвенного алтаря. В соответствии с традицией он располагался не в самом святилище, а на специальной площадке под открытым небом. Войти в храм имели право только священнослужители, тогда как доступ к алтарю был открыт для всех верующих, которые могли проводить перед ним ритуалы или возносить молитвы даже без участия жрецов. Считается, что алтарь был расположен таким образом, чтобы люди могли видеть расположенную внутри святилища культовую статую Афины Ники между колоннами. Перед большими битвами на алтаре приносили в жертву животных или преподносили богам дары: вино, фруктовые плоды или злаки.

Изображение: Jebulon, CC0, via Wikimedia Commons

Исторические события вокруг храма

В своем классическом виде, если не брать во внимание небольшие изменения конструкции и возведение пристроек, храм Ники Аптерос простоял почти 2 000 лет. Он не был разрушен после присоединения Греции к Римской империи в I веке до нашей эры — римляне возвели свои памятники, не тронув классическую греческую архитектуру. В конце IV века нашей эры Афины вошли в состав Византии, и на месте многих античных храмов возвели христианские церкви. Однако храму Ники Аптерос снова удалось избежать разрушения.

В 1456 году Афины вслед за остальной Византией перешли под власть Османской империи. Османы переоборудовали храм под склад для хранения пороха, однако не стали менять его конструкцию, которая сохранилась вплоть до конца XVII века. Когда венецианские войска взяли Акрополь в осаду, османы начали испытывать серьезный дефицит материалов. Тогда храм Ники Аптерос все же был разобран — мрамор использовали для строительства оборонительных сооружений, а свинцовые скрепляющие блоки переплавили на пушечные ядра. Когда в 1830 году Греция обрела независимость, Акрополь и в частности храм Ники Аптерос начали восстанавливать с использованием деталей, сохранившихся с античных времен.

Реставрации и исследования храма

В начале XX века на территории храма начали проводить регулярные археологические раскопки, в ходе которых были обнаружены сохранившиеся части Микенского бастиона, фрагменты жертвенного алтаря и другие артефакты эпохи античности. Тщательный анализ показал проблемы с безопасностью сооружения — фундамент храма начал прогибаться, из-за чего он с двух сторон просел под землю на 20 сантиметров. Чтобы предотвратить обрушение, в 1935 году храм полностью разобрали для проведения масштабной реставрации и реконструкции, которые продолжались до 1940 года.

В 1990-х комиссия по сохранению памятников Акрополя разработала новый проект реставрации здания. Особенное беспокойство вызывали быстро разрушающийся пол храма и состояние барельефов на фризах. В 1998 году здание снова разобрали для проведения ремонта, а фризы поместили в музей Акрополя, где они находятся и сейчас. На самом же храме разместили слепки с оригинала. Основные реставрационные работы завершились в 2010 году. Историки и археологи сходятся во мнении, что храм Ники Аптерос в сегодняшнем виде наиболее близок к оригиналу V века до нашей эры.

Храм Ники Аптерос в массовой культуре

Храм Ники Аптерос можно увидеть в компьютерной игре «Assassin’s Creed: Odyssey», вышедшей в 2018 году. Разработчики из компании «Ubisoft» уделили пристальное внимание архитектурным особенностям, в том числе внешнему виду колонн и барельефам в верхней части здания. Более того, храм в игре был окружен строительными лесами, так как период, в который разворачивается сюжет игры, совпадает со временем строительства храма.

Изображение: Assassin's Creed Wiki

Что почитать про храм Ники Аптерос

Чтобы еще больше узнать об особенностях храма Ники Аптерос, рекомендуем почитать следующие книги, в которых упоминается это древнее сооружение.

  • «Древний город Афины и его памятники», Ксения Колобова, 1961 год.
  • Второй том «Всеобщей истории архитектуры», Владимир Маркузон, 1973 год.
  • «Афинский Акрополь: история, мифология и археология от неолита до настоящего времени», Джеффри Хёрвит, 1999 год.
  • «Греция: от Микен до Парфенона», Анри Штирлин, 2004 год.
  • «Архитектура античной Греции и античного Рима», Алексей Мусатов, 2006 год.

Интересные факты о храме Ники Аптерос

  • На южной стороне парапета храма частично сохранилась скульптура, на которой Ника поправляет или расшнуровывает сандалии. Считается, что эта деталь напоминала о необходимости чтить религиозные традиции и входить на территорию храма исключительно без обуви.
  • Несмотря на то что храм Ники Аптерос символизирует заключение мира, его строительство завершилось в разгар Пелопонесской войны между Афинами и Спартой. Более того, за 30 лет до постройки спартанцы дипломатическим путем пытались предотвратить восстановление Акрополя, так как его массивные стены должны были сделать Афины неприступными для атак с суши.
  • Помимо Ники, культ Афины включал порядка 30 ипостасей богини. Среди них существовали такие редкие и малоизвестные, как Промахос (сражающаяся на передовой), Эргана (покровительница ремесел), Итония (покровительница поэзии) и Парфенос (девушка до замужества).
Богиня Ника поправляет сандалии; указ, назначавший пожизненную жрицу культа Афины Ники. Изображение: Acropolis Museum/ CC BY-SA 2.5; Gary Todd from Xinzheng, China, CC0, via Wikimedia Commons

Иван Стефанов

Изображение на обложке: ranssom/Flickr.com/CC BY-SA 2.0

Биотопливо «по науке». Ученые привлекли нечеткие нейросети для преобразования биомассы в биотопливо
Цифровые двойники умерших. Помогает ли ИИ смириться с утратой?