Для изучения иностранных языков. Российские ученые определили способы использования ИИ
Исследователи Московского государственного университета выделили ограничения и перспективные области для внедрения технологий искусственного интеллекта в образовательный процесс. Ученые провели оценку методик цифровизации преподавания иностранных языков за последние десять лет, в том числе в период онлайн-обучения во время пандемии. Эффективные форматы заданий, которые зарекомендовали себя, планируется протестировать в автоматическом режиме с помощью онлайн-тренажера по иностранному языку.
Технологии генеративного искусственного интеллекта представляют собой потенциальную угрозу для образовательной системы. Актуальность интеграции нейронных сетей и голосовых технологий объясняется несколькими аспектами. Во-первых, студенты активно используют автоматизированные ассистенты для выполнения своих заданий, что требует от преподавателей объяснений касательно ограничений этих технологий. Во-вторых, применение комплексного подхода с использованием ИИ открывает новые возможности для создания индивидуальных образовательных траекторий, что способствует улучшению учебных результатов. Наконец, использование современных цифровых инструментов содействует развитию профессиональных навыков у студентов.
Анализ нормативно-правовых документов показал, что на данный момент идет процесс формирования нормативной базы для внедрения технологий искусственного интеллекта в иноязычное высшее образование, который повлечет за собой комплексные изменения в архитектуре образования.
- Виктория Фадеева, и.о. зав. кафедрой лингвистики и информационных технологий ФИЯР МГУ
Ученые факультета иностранных языков и регионоведения (ФИЯР) и факультета вычислительной математики и кибернетики (ВМК) МГУ проанализировали качественные и количественные результаты исследований цифровизации иноязычного образования, на основании чего была разработана матрица наиболее эффективных заданий по иностранному языку. Выбранные форматы заданий легли в основу онлайн-тренажера для вуза с коррективным курсом по иностранному языку.
Тренажер будет апробирован на ФИЯР со студентами первого курса бакалавриата и позволит в индивидуализированном режиме преодолеть неизбежные лакуны в тех или иных аспектах языка и речи у каждого студента. Отличительной особенностью тренажера является его ориентация на достижение студентами уровня владения языком, необходимого для дальнейшего успешного освоения программ языка для специальных целей.
Во всех вышеперечисленных форматах заданий роль преподавателя не снижается, но вместе с формами работы трансформируется в сторону наставничества и модерации индивидуальной траектории обучения студентов.
- Анна Авраменко, доцент кафедры лингвистики и информационных технологий ФИЯР МГУ, руководитель НИР «Технологии искусственного интеллекта в цифровизации образовательной среды»
Результаты исследования опубликованы в журнале «Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация». Работа выполнялась в рамках Междисциплинарной научно-образовательной школы МГУ «Сохранение мирового культурно-исторического наследия».
Фото: freepik