Конкуренция в вариациях. Китай и Запад соревнуются за ученых

Одним из итогов прошедшего в конце июня саммита G7 стал конфронтационный, по сути, антикитайский курс в рамках принятой участниками «большой семерки» программы «Партнерство для глобальной инфраструктуры и инвестиций» стоимостью в 600 миллиардов долларов. Судя по появившимся в мировых СМИ комментариям, она призвана продемонстрировать заботу западных демократий о странах, вовлеченных в широко известную и настойчиво продвигаемую Китаем программу «Один пояс, один путь», которая вот уже почти 10 лет реализуется там, где проживают 2/3 населения Земли и создается 1/3 мирового ВНП. Осознавая неспособность успешно конкурировать с ней в прокладывании новых широкомасштабных транспортных коридоров, лидеры стран G7 объявили в противовес и в надежде укрепить приверженность западной модели демократии специальную программу научно-технического развития стран, якобы попавших под влияние инфраструктурной щедрости Пекина. Заявлено о готовности помочь с финансированием широкого спектра технологически сложных проектов, включая разработку и производство вакцин, солнечных батарей, модульных ядерных реакторов, оснащенных современным оборудованием научных лабораторий. Таким образом, страны «большой семерки» надеются под лозунгом «научной дипломатии» предложить более предметную и привлекательную альтернативу китайской программе «Один пояс, один путь» .

При более близком знакомстве с этой инициативой выясняется, что она представляет собой сведенные воедино программу Евросоюза «Глобальные ворота» (Global Gateway), объявленную в конце 2021-го, и анонсированный в том же году по итогам саммита G7 американский проект «Воссоздать лучший мир» (Build Back Better World).

Вклад Евросоюза, оцениваемый в 300 миллиардов евро инвестиций из частных и государственных источников на период до 2027 года, согласно исходящей из Брюсселя информации, предусматривает обмен учеными со странами Латинской Америки и передачу им технологий для налаживания собственной разработки и производства вакцин, выполнение панафриканского проекта восстановления плодородия почвы в регионе Сахеля и ряд других эффектных мер. Комментируя ее, отвечающий в Еврокомиссии за внешние связи Жозеп Боррель отмечал, что «ЕС давно зарекомендовал себя надежным партнером, предлагающим устойчивые и высококачественные проекты с учетом нужд наших партнеров в других странах, чтобы обеспечить им долговременную выгоду и соблюсти стратегические интересы Евросоюза».

Заявив о намерении потратить 200 миллиардов долларов на поддержу совместной с партнерами по G7 программы, США фактически провели скромный ребрендинг объявленной ими год тому назад как альтернатива китайской «Один пояс, один путь» односторонней инициативы, в рамках которой, видимо, слишком опрометчиво обещали обеспечить финансированием до 2035 года в объеме до 40 триллионов долларов строительство в развивающихся странах объектов инфраструктуры (связанных с климатическими изменениями, здравоохранением, развитием цифровых технологий и пр., включая обеспечение гендерного равенства).

Давая оценку подобной демонстрации беспрецедентной щедрости, ведущий сотрудник вашингтонского Центра глобального развития Чарльз Кенни объяснил ее основной мотив: «Вложение в науку и инновации — эффективный путь поддержки развивающихся стран со стороны демократий». По его мнению, США нужно соревноваться с Китаем за симпатии развивающихся стран, опираясь на ранее отработанные методы научной и академической дипломатии. В их числе — облегчение режима поступления на учебу в американские университеты для будущих политиков и ученых из развивающихся стран, предоставление им стипендий и грантов, возможности стажироваться и практиковаться в США после окончания такой учебы.

Следует, однако, отметить, что и КНР с некоторых пор идет точно таким же путем завоевания симпатий и сторонников в странах третьего мира, частью которого Китай был еще недавно. Ведь помимо прокладывания в рамках своей программы шести основных межрегиональных транспортных коридоров с участием Китая в десятках стран строятся объекты энергетики, развиваются телекоммуникации, реализуются другие технологичные проекты, связанные с экологией, водоснабжением, достижением заданных ООН целей устойчивого развития. Поэтому даже на Западе скептически оценивают последнюю инициативу стран «большой семерки» и ее шансы на успех в противостоянии китайской торгово-экономической и технологической экспансии.

Следует также учесть, что Китай по факту глубоко интегрирован в научно-техническое сотрудничество с партнерами в государствах «большой семерки» (включая США), результатами которого он широко пользуется в своей «технологической экспансии», чем так недовольны в странах G7.

Кроме того, Китай не одинок за пределами коллективного Запада в усилиях по достижению технологической самостоятельности и самодостаточности. Наиболее яркий пример — это его сотрудничество со странами БРИКС, включая, разумеется, Россию, взаимодействие с которой на двусторонней основе имеет более долгую историю. В связи с этим заслуживает внимания недавняя китайская инициатива, одним из адресатов которой стал Российский фонд фундаментальных исследований: создать российско-китайский клуб научно-технического и инновационного сотрудничества для продвижения целей стратегического партнерства между нашими двумя странами.

Александр ШАРОВ,
советник администрации Российского фонда фундаментальных исследований

Нет комментариев