Долговечные дороги. Как Пермский Политех улучшил асфальт с хризотил-асбестом.
Ученые Пермского Политеха нашли способ повышения качества дорожного покрытия, включающего хризотил-асбест. Разработанный метод позволяет регулировать содержание волокон в асфальтобетонной смеси, что улучшает ее свойства и продлевает срок службы дорог до 25 лет, одновременно снижая затраты на производство.
Хризотил-асбест, известный своей прочностью и устойчивостью к экстремальным условиям, давно используется в дорожном строительстве. Его волокна помогают предотвратить образование трещин и пустот в асфальте. Однако переизбыток этих волокон может негативно влиять на свойства асфальтобетона, повышая потребление битума и снижая общую прочность покрытия. В ответ на эту проблему учёные Пермского Политеха разработали и протестировали метод регулирования содержания хризотил-асбеста в щебне, который используется для изготовления асфальта.
Проект был выполнен в рамках программы «Приоритет-2030», и Федеральная служба по интеллектуальной собственности уже приняла решение о выдаче патента на это изобретение. Суть метода заключается в контроле объема воздуха, подаваемого в сушильный барабан, где проходит процесс сушки и очистки щебня. Увеличение потока воздуха позволяет удалять избыточные волокна хризотил-асбеста, что улучшает характеристики асфальтобетона.
«Мы уже реализовали метод на заводе в городе Алапаевск Свердловской области… Экономически выгодный асфальтобетон, отвечающий всем нормативам ГОСТ, показал хорошие результаты при укладке и эксплуатации»
— Константин Пугин, доктор технических наук, профессор ПНИПУ
Новая технология не только устраняет недостатки, связанные с использованием хризотил-асбеста, но и делает процесс более экономически эффективным. Метод, разработанный учеными ПНИПУ, уже используется в производстве асфальта на заводе в Свердловской области и может быть применен на других предприятиях дорожного строительства, где важен контроль содержания волокон в щебне.
Этот подход позволяет равномерно распределять волокна хризотил-асбеста в асфальтобетонной смеси без необходимости дополнительного смешивания, что в конечном итоге приводит к созданию более прочных и долговечных дорожных покрытий.