Приоткрыта завеса тайны над одним из самых загадочных религиозных обрядов Древней Греции, связанным с именем легендарной поэтессы Сапфо. Новое исследование, основанное на расшифровке древних текстов и археологических находках, рисует неожиданную картину её жизни и роли в обществе.
Согласно работе ученого-антиковеда Тимофея Мякина из Новосибирского государственного университета, Сапфо была не просто поэтессой, но и влиятельной жрицей, возглавлявшей женское культовое сообщество на острове Лесбос в VII–VI веках до нашей эры. Центральным божеством этого сообщества была не классическая греческая Афродита, а могущественная богиня-мать Кибела, чей храм в городе Митилена был главным святилищем острова.
Исследование показывает, что поэзия Сапфо была не лирикой в современном понимании, а частью священных ритуалов. Её стихи исполнялись обрядовым хором девушек во время религиозных церемоний. Одним из ключевых открытий стало понимание главного эротического ритуала этого сообщества — мистерий Артемиды.
В ходе этих таинств, как полагает ученый, девушки-невесты символически приносили в жертву свою девичью невинность богине Артемиде, чтобы обеспечить счастливый брак и благополучные роды. Этот обряд был частью подготовки к замужеству и, судя по всему, проводился под руководством самой Сапфо, которая выступала в роли пророчицы и верховной жрицы.
Любопытно, что в этом ритуале, наряду с женскими божествами, важную роль играл Гермес — бог, традиционно ассоциирующийся с плодородием и часто изображавшийся в виде фаллического символа. На это указывают как тексты Сапфо, где Гермес выступает виночерпием на свадебном пиршестве, так и древние надписи, регулирующие жертвоприношения «Афродите-Убеждению и Гермесу».
Археологические находки на Лесбосе подтверждают, что в эпоху Сапфо Кибела была единственным значимым женским божеством на острове. Поэтесса же, отождествляя её в своих стихах то с Афродитой, то с Артемидой, фактически стояла у истоков их культа на Лесбосе.
Это открытие кардинально меняет наш взгляд на фигуру Сапфо. Она предстает не просто влюбчивой поэтессой, а могущественной религиозной деятельницей, которая через священные ритуалы и поэзию помогала девушкам переходного возраста подготовиться к замужеству и взрослой жизни. Её культовое сообщество, состоявшее из девушек и замужних женщин, воспроизводило структуру жреческой организации храма Матери-Кибелы в соседнем Эресе, откуда была родом сама Сапфо.
Таким образом, любовная лирика Сапфо, дошедшая до наших дней, оказывается не просто поэзией, а зашифрованным описанием древних сакральных ритуалов, которые почти 2600 лет назад помогали девушкам древнего Лесбоса вступать во взрослую жизнь.
Исследование опубликовано в журнале «Schole. Философское антиковедение и классическая традиция»
Создано при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (ДНТ), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.


