Почему обычный писсуар, выставленный в музее под названием «Фонтан», или четыре с половиной минуты тишины в музыкальном произведении вызывают у нас такой интенсивный отклик? Ответ на эту загадку современного искусства нашла группа российских психологов, доказав, что провокационные произведения действуют на наш мозг так же, как решение сложной головоломки. В ходе новаторского исследования они выяснили, что ключевую роль в этом процессе играет название, которое заставляет зрителя внезапно переосмыслить изображение, вызывая мощное «ага-переживание» (тот самый момент внезапного озарения, когда решение приходит неожиданно и сопровождается чувством уверенности и удовольствия).
В эксперименте, участниками которого стали 60 добровольцев, использовался хитроумный дизайн. Людям показывали одни и те же картины неизвестных художников, но в трех разных условиях. Например, изображение автомобиля с зажженными фарами в ночном лесу сопровождалось либо простым описательным названием «Автомобиль», либо загадочным интеллектуальным – «Вопрос улажен». Третий вариант – картина вовсе без названия. Сначала участники видели только изображение, чтобы у них сложилась первоначальная, поверхностная интерпретация, а через 5 секунд появлялось название, которое либо подтверждало их догадку, либо полностью ее опровергало.
Результаты, полученные с помощью специально адаптированной батареи шкал для оценки инсайта, были однозначными. Картины с «интеллектуальными» названиями, ломавшими первоначальное восприятие, стали безоговорочными лидерами. Они вызывали у зрителей статистически значимо более высокие оценки по шкалам внезапности понимания, удивления, чувства озарения и удовольствия. То есть, в момент, когда человек понимал связь между неочевидным названием и изображением, его мозг реагировал так же, как при нахождении решения сложной задачи – всплеском положительных эмоций, сопровождающих интеллектуальное открытие. Более того, такие картины оценивались как значительно более интересные.
Любопытный нюанс раскрыла шкала уверенности: зрители чувствовали себя менее уверенно в правильности своего понимания картины с замысловатым названием. Это указывает на то, что интеллектуальное искусство не дает готовых ответов, а вовлекает человека в активный процесс поиска смысла, что и делает восприятие столь захватывающим. При этом такие компоненты, как азарт и облегчение, существенно не отличались, что роднит этот опыт именно с радостью от «узнавания», а не с простым снятием напряжения.
Это исследование впервые напрямую сопоставило процессы эстетического восприятия и инсайтного решения задач в рамках единой теории, использовав для этого проверенный инструмент из арсенала когнитивной психологии. Работа убедительно показывает, что один из главных механизмов воздействия современного концептуального искусства – это изменение репрезентации, то есть принудительный сдвиг в восприятии зрителя, спровоцированный нарушением его ожиданий. Название картины в этом случае выступает тем самым катализатором, который заставляет нас увидеть привычное под совершенно новым углом, доставляя нашему мозгу ни с чем не сравнимое интеллектуальное удовольствие.
Исследование было выполнено учеными из Ярославского государственного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ и Института психологии ПАН при поддержке гранта Российского научного фонда.
Результаты исследования опубликованы в журнале «Экспериментальная психология»
Создано при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (ДНТ), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.


