Кто первым придумал, что человек должен стремиться «уподобиться богу»? Этот вопрос волнует философов уже много веков. В своем исследовании кандидат философских наук Илья Колесников из Саратовской государственной юридической академии разбирает древние источники, чтобы выяснить, кому на самом деле принадлежит знаменитая идея, которую чаще всего связывают с Платоном.
Оказывается, ещё в античности существовала версия, что Платон не был первооткрывателем. Автор неизвестного трактата «О цели» (его цитирует древний автор Стобей) утверждал, что об уподоблении богу говорили ещё Сократ, Пифагор и даже сам Гомер. Но так ли это на самом деле?
С Гомером всё довольно поэтично, но неубедительно. В «Одиссее» есть фраза «следовал путями божества» — но это буквально о том, как герой идёт следом за богиней. Философы более поздних эпох любили искать в древних текстах «намёки» на свои идеи, но вряд ли Гомер всерьёз задумывался о философском уподоблении богу.
С Пифагором история сложнее. Ему приписывают изречение «следуй богу» (ἔπου θεῷ), но самые ранние упоминания этой фразы появляются лишь спустя века после Платона. Другие «пифагорейские» формулы, вроде «следовать богу» (ἀκολουθεῖν τῷ θεῷ), тоже не встречаются в надежных ранних источниках. Популярной эта идея стала уже в эллинистическую эпоху, вероятно, благодаря неопифагорейцам. Так что приписывать её самому Пифагору или ранним пифагорейцам — скорее дань традиции, чем исторический факт.
А вот с Сократом всё куда интереснее. Хотя он и не использовал точную формулировку «уподобление богу», именно у него мы находим первые ясные следы этой идеи. Из трудов Ксенофонта мы узнаём, что Сократ считал человеческую душу причастной божественному благодаря разуму (νοῦς). Он говорил, что душа властвует над телом, способна постигать божественное и даже в моменты освобождения от тела (например, во сне) может предвидеть будущее.
Но главное — Сократ первым перевёл идею богоподобия из области физики и космологии в этику. В беседе с софистом Антифонтом он заявил, что «не иметь никаких потребностей есть свойство божества», а стремиться к минимальным потребностям — значит приближаться к совершенству. Так родился один из ключевых этических идеалов античности: уподобление богу через самодостаточность, добродетель и разумную жизнь.
Таким образом, хотя Платон и дал этой идее знаменитую формулировку, её истоки следует искать не в пифагорейских мистериях и не в поэмах Гомера, а в философии Сократа. Именно он соединил учения своих предшественников — ионийских философов — о единстве мира и божественной природе ума, и превратил их в этический призыв: становись лучше, чтобы стать ближе к божественному.
Это открытие не только проясняет историю философии, но и напоминает нам о том, что самые глубокие идеи часто рождаются не в абстрактных теориях, а в живом стремлении человека к мудрости и добродетели.
Работа опубликовано в журнале «Платоновские исследования».
Создано при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (ДНТ), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.


