Обратная сторона зелёного перехода: как электрокары спровоцируют сырьевой кризис

Обратная сторона зелёного перехода: как электрокары спровоцируют сырьевой кризис

Тихая революция на дорогах грозит громкой войной за ресурсы. Исследователи из НИУ ВШЭ предупреждают: бум электромобилей обрушит рынки одних металлов и взвинтит до небес цены на другие. Пока мы пересаживаемся на «зеленый» транспорт, мир готовится к новой большой гонке — битве за кобальт, литий и никель, без которых не проедет ни один электрокар.

Согласно исследованию, стремительный рост популярности электромобилей (как полностью электрических, так и гибридов с подзарядкой) кардинально меняет спрос на цветные металлы. К 2050 году до 90–100% всех продаж новых легковых автомобилей могут составлять именно электромобили. Это огромный сдвиг, который создает не только возможности, но и серьезные вызовы для мировой экономики.

Почему это важно? Потому что сердце электромобиля — его аккумулятор — требует совсем других материалов, чем обычный двигатель внутреннего сгорания. И здесь начинается самое интересное.

Оказалось, что больше всего от этого перехода выиграет рынок кобальта. Спрос на него может настолько вырасти, что превысит все текущие разведанные запасы этого металла! Основные месторождения кобальта находятся в Демократической Республике Конго, что создает риски в области цепочек поставок и ценовой волатильности.

Вслед за ним под удар попадают литий и никель. Для удовлетворения аппетита электромобильной индустрии потребуется более половины всех мировых запасов лития. Никель, хоть и распространен больше, но высококачественный никель для батарей — гораздо более редкий ресурс, и за него может развернуться настоящая борьба.

Даже медь, без которой невозможна никакая электропроводка, ощутит на себе влияние бума: до 30% её запасов может уйти на производство машин нового поколения.

А вот алюминий и марганец, по прогнозам учёных, практически не ощутят давления. Их запасы огромны, технологии переработки хорошо освоены, поэтому дефицита нам ждать не стоит.

Что это значит для нас с вами? Во-первых, страны-экспортеры этих металлов, включая Россию, получают исторический шанс укрепить свои позиции на мировом рынке. Во-вторых, нас ждет неизбежный рост инвестиций в переработку и утилизацию старых аккумуляторов — ведь это станет новым «золотым дном». И в-третьих, производителям придется активно искать альтернативы: например, переходить на батареи, которые не используют дефицитный кобальт.

Одним словом, «тихая» электрическая революция на дорогах грозит громкими потрясениями в мире сырьевых рынков. Будущее уже наступает, и оно будет металлическим.

Исследование опубликовано в журнале «ФОРСАЙТ».

Создано при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (ДНТ), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.

Светится и подавляет рост раковых клеток: томские исследователи синтезировали новое соединение
Экспериментальная методика. Исследователи научились выявлять моторные нарушения с помощью 3D-объектов