«Немонастырские дела»: ученые раскрыли скрытые функции казачьих обителей

«Немонастырские дела»: ученые раскрыли скрытые функции казачьих обителей

Ученые приоткрывают завесу тайны над уникальным явлением российской истории — казачьими монастырями, которые были не просто тихими обителями для молитв, а настоящими социальными центрами, «гостиницами» для старых воинов и прибежищем для женщин, оставшихся без поддержки. Исследование, проведенное специалистами из Южно-Российского государственного политехнического университета и Южного научного центра РАН, показывает, что эти монастыри кардинально отличались от традиционных представлений о монашеской жизни и играли особую роль в суровом мире донского казачества.

Вопреки привычному образу закрытых от мира обителей, казачьи «своекоштные» монастыри (то есть содержавшиеся на собственные средства, а не за счет государства) были настоящими многофункциональными центрами. Они выполняли не только религиозные, но и социальные, благотворительные, политические и даже оборонительные функции. Их уникальность во многом объясняется жизнью на южнорусском «фронтире» — подвижной и неспокойной границе, где формировалось казачество.

Самым ярким примером стал первый казачий монастырь — Монастырский городок, основанный около 1593 г. Это была не просто обитель, а укрепленное поселение с пушками, способное дать отпор врагу. Его насельниками стали монахи из почитаемого казаками Киевского Межигорского монастыря. Но главной его социальной миссией было предоставление пристанища «казакам-старикам» — ветеранам, часто в возрасте около 40 лет, израненным и немощным после боевой жизни. Для этих воинов, чьей профессией было убийство, уход в монастырь становился способом залечить раны, обеспечить себе достойные проводы в мир иной и, как верили, «отмолить» грехи, дав монашеский обет.

Исследователи отмечают, что здесь проявлялся особый «воинский тип религиозности» казаков. Их вера была практичной и ситуативной: они редко ходили на регулярные службы, но обязательно участвовали в коллективных молитвах перед походом, носили на груди ладанки-обереги и обращались к Богу с неканоническими, но идущими от сердца молитвами в минуты опасности.

Не менее интересна была судьба женских казачьих монастырей, таких как Воронежский Покровский. Они становились социальным пристанищем для вдов, потерявших мужей-кормильцев, и для девиц-казачек, которых отцы по разным причинам не могли выдать замуж — иногда в монастырь отправляли сразу по три-четыре дочери из одной семьи. Таким образом, монастырь решал острую демографическую и социальную проблему.

Авторы статьи подчеркивают гендерное различие в религиозности: если мужская вера казаков была «овеществленной», направленной вовне и связанной с воинской доблестью, то женская вера казачек была более сокровенной, сосредоточенной на молитве, «заговоре» и «отмаливании» грехов своих любимых мужей-воинов.

Казаки не просто пользовались монастырями, но и активно их опекали, вступая порой в острые конфликты с церковными и государственными властями, чтобы отстоять автономию «своих» обителей. Они жертвовали им часть военной добычи и средств из войсковой казны, превращая монастыри в важнейшие центры казачьей культуры и «места исторической силы Дона».

Однако, как показывают ученые, современные монастыри на Дону утратили эти уникальные черты. Они больше не ориентированы специально на казаков, их социальная функция — помощь престарелым и увечным воинам — сошла на нет. В связи с участием тысяч казаков в современной спецоперации и возвращением многих из них с фронта, авторы ставят острый вопрос: кто и как сегодня поможет ветеранам, которые, по примеру предков, возможно, захотят найти успокоение в монастырских стенах?

Ученые полагают, что настало время для нового шага — создания современного казачьего монастыря, который смог бы возродить лучшие традиции социального служения и стать духовной опорой для нынешнего поколения защитников Дона и Отечества. Эта идея находит поддержку в официальной Концепции Русской Православной Церкви по работе с казачеством, что вселяет надежду на возрождение уникального историко-культурного феномена.

Исследование опубликовано в журнале «Вестник института социологии»

Создано при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (ДНТ), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.

Первый русский пистолет: когда появился и кто его сделал?
Многовековые льды открывают тайны. Обнаружена 1500-летняя деревянная ловушка для оленей