В начале Первой мировой войны российская военная пресса, в частности официальный журнал «Летопись войны 1914–1917 гг.», внимательно следила за ролью США, надеясь на их скорое вступление в войну на стороне Антанты. Исследователь из Псковского государственного университета, кандидат исторических наук, доцент Василий Фролов провел анализ публикаций этого издания, чтобы понять, как формировался образ Америки в России в тот критический период.
С одной стороны, США воспринимались как прагматичный и расчетливый игрок, ставящий во главу угла собственные национальные интересы. В материалах журнала проводилась мысль, что Вашингтону была выгодна затяжная война, которая максимально ослабила бы все европейские державы, включая союзную Россию, и открыла бы США путь к мировому лидерству.
С другой стороны, журналисты с большим интересом фиксировали симпатии американской общественности и прессы к Антанте. Каждый инцидент в отношениях между США и Германией — дипломатические ноты, потопление судов Gulflight и «Лузитании», разрушение культурных памятников в Европе — подавался как потенциальный «толчок» к вступлению Америки в войну. В своих репортажах корреспонденты подчеркивали, как американское общественное мнение резко осуждало «варварство» Германии и лично кайзера Вильгельма.
Однако по мере того как США, несмотря на возмущение своей общественности, продолжали придерживаться нейтралитета, тон публикаций в «Летописи» менялся. Надежда начала сменяться разочарованием и горькой иронией, что хорошо видно по эволюции заголовков: от сообщений о том, что США «резче всех протестуют», до констатации, что «Америка покорно выслушала отповедь немцев».
При этом само внимание к США в журнале было ограниченным, что отражало их периферийную на тот момент роль в глазах русского общества. Итоговый образ Америки в русской прессе того времени можно свести к трем ключевым чертам: государство-прагматик, страна с непредсказуемой политикой и потенциальный, но не спешащий союзник.
История подтвердила эти оценки. США вступили в войну лишь в апреле 1917 года, когда это максимально соответствовало их стратегическим интересам, позволив им диктовать условия послевоенного мира. Надежды России на своевременную помощь мощного союзника, которая могла бы коренным образом изменить её собственное положение в войне, так и остались нереализованными, что является ярким примером столкновения геополитического прагматизма одной державы с насущными потребностями другой.
Исследование выполнено в рамках Всероссийского фестиваля «#Вместе с российской наукой», который реализуется ПсковГУ в рамках Десятилетия науки и технологий. Подробнее с работой можно ознакомиться в журнале «Метаморфозы истории»
Источник: пресс-служба ПсковГУ
Создано при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (ДНТ), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.


