Чувство числа без символов: айтрекинг помогает понять механизмы восприятия количества и его связь с вниманием

Чувство числа без символов: айтрекинг помогает понять механизмы восприятия количества и его связь с вниманием

Ученые из ФНЦ ПМИ и УрФУ провели исследование, чтобы понять, как люди воспринимают количество без использования символов — например, когда мы с первого взгляда определяем, где больше яблок в двух корзинах. Оказалось, что эта способность, называемая несимволическим чувством числа, заложена в нас с младенчества и работает автоматически. Уже шестимесячные дети дольше смотрят на группы предметов, где их больше, что подтверждает биологическую основу этой способности.

Айтрекинг — технология отслеживания движений глаз — помог ученым выяснить, что первое, куда падает наш взгляд, обычно область с большим количеством объектов. Это говорит о том, что оценка количества происходит на уровне подсознания, без активных усилий. Однако точность зависит от условий: если объекты близки по численности или их физические параметры (например, размер) противоречат количеству, ошибок становится больше.

Один из ключевых выводов — связь между восприятием чисел и пространством. Например, большие числа ассоциируются с правой стороной, а маленькие — с левой, причем эта связь проявляется даже у младенцев, не знакомых с символами. Это подтверждает теорию «ментальной числовой линии», согласно которой числа в нашем мозге выстроены в определенном порядке.

Интересно, что люди с синдромами Дауна и Вильямса демонстрируют такие же паттерны движений глаз при оценке количества, как и типично развивающиеся участники. Это означает, что трудности в математике у таких детей связаны не с нарушением «чувства числа», а с другими когнитивными процессами.

Исследование также показало, что айтрекинг может помочь в обучении. Например, анализ движений глаз позволяет определить, какие стратегии используют люди для оценки количества — от быстрого приблизительного подсчета до точного. Эти данные открывают новые возможности для разработки методов улучшения математических навыков у детей и взрослых.

Работа опубликована в «Российском психологическом журнале».

Создано при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (ДНТ), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.

Состоятельный египтянин средних лет. Реконструирована внешность человека, мумия которого хранится в МГУ 
Пептид MOTS-c. «Гормон подвижности» защитил мышцы крыс от истощения в период отсутствия нагрузок