Преподаватель кафедры социологии и гуманитарных наук Государственного университета «Дубна» Алексей Кравченко рассказал о новой социальной теории, которую разработал греческий экономист и политический деятель Янис Варуфакис.
В 2023 г. в свет вышла работа с провокационным названием «Технофеодализм: что убило капитализм» Яниса Варуфакиса. В русском переводе работа появляется лишь в начале 2025 г., но за короткое время получила широкую популярность в среде российских ученых.
На смену промышленным буржуа в котелках и костюмах-тройках приходят «облачные технофеодалы», такие как Илон Маск и Джефф Безос, которые, подобно средневековым феодалам, существуют не за счет материального производства, но благодаря облачной ренте и более скрытым механизмам эксплуатации, обусловленным цифровыми платформами – Amazon и Ozon, Google и Яндекс, Wildberries и Alibaba, Uber и т.д.
Пользователи платформ оказываются в роли новых цифровых «крепостных», предоставляя свои данные, генерируя и потребляя контент, выплачивая ренту за доступ к сервисам, воспроизводя облачный капитал. В этом смысле концепцию Я. Варуфакиса можно обозначить одной из антиутопичных версий посткапитализма, поскольку «капитализм умер», однако «убили» его не пролетарии, а «облачные капиталисты».
Феодальные характеристики можно обнаружить и у современных трудовых практик, направленных не только на создание материального товара или оказание услуги, но и на формирование и поддержание образов жизни. С одной стороны, работник наделяется автономией, поскольку трудовой процесс «перетекает» в сеть, однако, с другой, он начинает удерживаться «миром предпринимательства», сливаясь с миром фирмы, которой «служит».
Информационные технологии смешивают работу с досугом работника, тем самым освобождая его для еще большего количества работы. Уместно вспомнить и современную трудовую этику «24/7» («всегда на связи»), позволяющую «выцепить» работника из личной жизни и включить в трудовой процесс в любое время ввиду трансформировавшейся темпоральности труда. В этой связи заявляется о «превращении наемного труда в феодальную службу, которая причитается сюзерену от вассалов».
Изложив концепцию Я. Варуфакиса, Алексей Кравченко выразил сомнения в ее оправданности. По мнению отечественного специалиста, говорить о реставрации феодализма в начале XXI в. некорректно — современный социум продолжает развиваться в соответствии с логикой позднего капитализма
Статья опубликована в журнале «Вестник государственного университета "Дубна". Серия "Науки о человеке и обществе"»
Фото: Freepik
Создано при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Десятилетия науки и технологий (ДНТ), объявленного Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2022 г. № 231.


