Уникальные остатки. Ученые нашли редчайшие образцы флоры и фауны начала юрского периода

Учёные геолого-географического факультета Томского государственного университета в ходе совместной экспедиции с коллегами из Института земной коры СО РАН обнаружили уникальные остатки флоры и фауны, возраст которых около 180 миллионов лет. Исследование этих находок позволит получить информацию о глобальном потеплении, которое в далёком прошлом привело к значительной трансформации растительного и животного мира на планете.

Проект выполняется в рамках госзадания при поддержке Минобрнауки РФ. Среди находок палеонтологов – остатки 24 рыб – ближайших родственников современных осетровых, панцирных щук и амий. Наряду с этим обнаружено большое количество остатков насекомых и филлоподов – примитивных ракообразных. Это лишь второй случай обнаружения раннеюрской фауны на территории России. Первая была сделана в прошлом году учёными ТГУ в другом районе Иркутской области.

Остатки юрской фауны и флоры на этот раз обнаружены в Тулунском районе Иркутской области в отложениях присаянской свиты. Присаянская свита интересна тем, что она начала формироваться до глобального потепления, а закончила уже после окончания данного события. Соответственно, в её отложениях, как в летописи, запечатлен весь процесс трансформации климата в раннеюрскую эпоху.

•  Степан Иванцов, доцент ГГФ ТГУ

Раннеюрское потепление продолжительностью около миллиона лет привело к существенному изменению биоразнообразия на планете. Задача исследований учёных ТГУ и Института земной коры СО РАН – реконструировать далекое прошлое и выяснить, как именно изменение климата повлияло на животный и растительный мир Азии 180 млн лет назад.

Остатки растений будут проанализированы палеоботаниками в Институте земной коры СО РАН. Эта информация крайне важна для понимания того, как изменялась флора далёкого прошлого. Растительность является пищей для многих животных, поэтому её изменение всегда сказывается на представителях фауны отрицательным либо положительным образом.

• Степан Иванцов

Наряду с этим трансформация климата приводит к дисбалансу таких жизненно важных элементов, как углерод, кислород, сера и других. По словам палеонтолога ТГУ, в юрском периоде самыми катастрофичными последствия потепления оказались для фауны океанов. Массовое цветение водорослей, спровоцированное повышением температуры воды, привело к существенному снижению кислорода в придонных зонах. Из-за этого снизилась численность некоторых видов животных, а часть из них и вовсе оказалась на грани вымирания.

Учёные ТГУ и Института земной коры СО РАН намерены продолжить свои исследования. Они стремятся найти высших позвоночных животных, населявших Землю в юрский период: амфибий, черепах, крокодилов, динозавров. Эти находки способны дать большой объём информации, необходимый для понимания климатических и эволюционных процессов прошлого. Таких находок в России пока не было, но объясняется это не отсутствием юрских динозавров, а сложностью условий их захоронения. Учёные наметили объекты для новых экспедиций, нацеленных на поиски крупных позвоночных.

Присаянская свита, по сути, является модельным объектом для изучения глобального потепления далекого прошлого. Ранее изменения климата были вызваны естественными причинами. Сейчас, наряду с климатической цикличностью, дополнительным и очень значимым фактором выступает влияние человека. Наши исследования важны не только с точки зрения реконструкции прошлого, но и для понимания того, что будет происходить с биоразнообразием на планете в будущем.

• Степан Иванцов