Тектоническое окно в океане. Геологи извлекли образцы мантии Земли с глубины 1 км

Геологи из Океанографического института Вудс-Хоул (WHOI) впервые извлекли фрагмент пород верхней мантии Земли длиной более 1 км со дна Атлантического океана. Это открытие позволит учёным глубже понять процессы плавления мантии и её взаимодействие с океанической корой, открывая новые горизонты в геологических исследованиях.

В центральной части тропической Атлантики, в районе геотермального поля Затерянный город, учёные сделали важное открытие. Они извлекли из глубины более 1 км уникальный фрагмент пород верхней мантии Земли, который станет эталоном для будущих исследований в области геологии и смежных наук. Исследование этих пород даст ответы на вопросы о механизмах плавления мантии, химическом обмене между литосферой и океаном, а также об органической геохимии и микробиологии.

Исследование проводилось в горном массиве Атлантис, где океаническая кора погружается в мантию. Учёные более полувека стремились найти так называемое тектоническое окно — место, где породы мантии наиболее близко подходят к поверхности Земли. Недавно им удалось достичь этой цели, пробурив скважину глубиной 1 268 метров и извлекши породы, которые содержат как кору, так и перидотиты — ключевые минералы мантии. Оказалось, что более 40% этих пород контактировали с водой, что является редким явлением.

«Собранные нами глубинные образцы пород мантии станут эталоном для большого числа направлений исследований, включая процессы плавления мантии и химический обмен между литосферой и океаном».

• Эндрю Маккейг, доцент Университета Лидса

Анализ этих образцов показал, что породы были обнажены в результате образования разлома в южной части массива Атлантис около 0,5-2 миллионов лет назад. В этот период породы мантии начали активно взаимодействовать с морской корой, богатой органическими останками и водой, что привело к их перемешиванию и химическому обмену.

Результаты этого исследования уже принесли неожиданные данные. Породы мантии, извлечённые учёными, оказались необычно бедны пироксеном и богаты магнием. Это свидетельствует о том, что мантия Земли значительно более подвержена плавлению, чем предполагалось ранее. Эти находки помогут учёным лучше понять процессы формирования магмы и возникновения вулканов.

«Образцы показывают, что породы мантии более подвержены плавлению, чем ожидалось, что важно для понимания формирования магмы и извержений вулканов», — отметил Йохан Лиссенберг.

• Йохан Лиссенберг, профессор Кардиффского университета

Эти уникальные находки, собранные с глубины Атлантики, откроют новые возможности для научных исследований, способствуя углубленному пониманию динамики Земли и процессов, которые формируют её поверхность.