Тайны древнего вулканизма. Ученые раскрыли причины активности в Центральной Азии

Геологи Санкт-Петербургского государственного университета совместно с Институтом геологии и геохронологии докембрия РАН установили причины вулканической активности в Центральной Азии, происходившей около 100 миллионов лет назад. Исследование проводилось на территории Забайкалья, и его результаты раскрыли роль мантийных пород в этом процессе.

В ходе исследования ученые впервые смогли объяснить происхождение вулканизма в Центральной Азии в меловой период, основываясь на анализе специфических пород мантии Земли. Геологи собрали пробы вулканических пород в районе Торейских озер Забайкальского края и провели детальный анализ их макро-, микроэлементного и изотопного состава в Санкт-Петербурге. Это позволило получить уникальные данные о процессах, происходивших в недрах Земли миллионы лет назад.

"Мы изучили изотопный состав неодима, стронция и свинца. Эти анализы помогли нам выявить различные породы мантии Земли, которые участвовали в формировании вулканизма на разных этапах его становления".

• Максим Кузнецов, кандидат геолого-минералогических наук СПбГУ

Масштабный вулканизм, охватывавший территорию Восточного Забайкалья, Северо-Восточного Китая и Монголии, происходил на расстоянии от континентальных краев, что усложняло разгадку его происхождения. Однако, по словам ученых, на границе раннего и позднего мелового периода наблюдаются серьезные изменения в составе вулканических пород, указывающие на значительные процессы в мантии.

Исследование показало, что на начальных этапах вулканизма плавились мантийные пироксениты, которые формируются в результате взаимодействия магмы с перидотитом. На более поздних стадиях формировались эклогиты — другой тип мантийных пород, содержащий гранат, что отличает их от пироксенитов по химическому составу.

Полученные данные о составе лав позволяют реконструировать геодинамическую обстановку древнего мира, что помогает ученым понять процессы, происходившие в глубинах Земли миллионы лет назад.

Источник: пресс-служба СПбГУ