Секретный урамфит. Ученые расшифровали структуру редкого минерала

Международная группа ученых под руководством кристаллографа Санкт-Петербургского государственного университета расшифровала структуру редкого минерала урамфита, открытого более 70 лет назад на секретном месторождении в Киргизии. Результаты исследования опубликованы в журнале American Mineralogist.

Урамфит — минерал с химической формулой (NH4)(UO2)(PO4)·3H2O, содержащий аммоний, что является редкостью. Впервые он был обнаружен советским геологом З.А. Некрасовой в 1950 году, однако информация о его месторождении долгое время оставалась засекреченной. Лишь в 1990-е годы стало известно, что урамфит найден в ураново-угольном месторождении Тура-Кавак в Киргизии.

Урановые слюдки, к которым относится урамфит, являются вторичными минералами урана, известными своей люминесценцией. Это свойство ранее использовалось в фотографии, а сейчас служит диагностическим признаком этих минералов.

«Сегодня определение структуры является неотъемлемой частью исследования новых минералов. Ранее мы не знали деталей строения урамфита, а значит, не могли достоверно описать причины его свойств,»

— Владислав Гуржий, профессор СПбГУ.

Образцы урамфита были заново обнаружены на месторождении Бештау в Ставропольском крае и переданы для исследования научной группе под руководством профессора СПбГУ Владислава Гуржия. С помощью современных технологий удалось изучить очень маленькие кристаллы размером 40×10×5 микрометров, что ранее было невозможно.

Исследование показало, что кристаллы урамфита встречаются редко и могут быстро разрушаться из-за колебаний температуры и влажности. Однако ученым повезло найти целые кристаллы, пригодные для детального анализа.

«В природе кристаллы урамфита встречаются довольно редко. Не говоря уже о том, что этот минерал может довольно быстро разрушаться из-за существенных годичных колебаний температуры и влажности,»

— Владислав Гуржий, профессор СПбГУ.

Аммонийсодержащие минералы, как урамфит, могут быть полезны не только минералогам, но и химикам и биологам. Образование урамфита связано как с минералогическими, так и биологическими процессами. На данный момент известно 11 урановых минералов с аммонием, большинство из которых обнаружены в США.

Исследования продолжаются, и ученые надеются, что дальнейшие открытия помогут лучше понять процессы образования таких редких минералов и их возможные применения в науке и промышленности.