Поддержано грантом губернатора. Ученые оценят влияние деградации многолетней мерзлоты на автодороги Севера

Поддержано грантом губернатора. Ученые оценят влияние деградации многолетней мерзлоты на автодороги Севера

Изменение климата и возрастающая антропогенная нагрузка приводят к изменению окружающей среды, а вместе с ней и инфраструктуры. В особенности это явление выражено на северных территориях, где значительную площадь занимает многолетняя мерзлота. Ученые Томского государственного университета приступили к исследованию интенсивности криогенных процессов на автодороге, связывающей города Надым и Салехард.

Мониторинг поверхности рельефа и дорожного полотна проводится с помощью беспилотника, оснащенного воздушным лазерным сканером. Проект поддержан грантом губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.

В последние десятилетия наблюдается учащение случаев деформации дорог в северных регионах. Причины могут быть в увеличении освоенности территорий человеком и трансформации климата. Это влечёт за собой изменение характеристик многолетнемерзлых пород, являющихся чрезвычайно уязвимым компонентом.

  • Александр Ерофеев, руководитель проекта, заведующий лабораторией гляциоклиматологии геолого-географического факультета ТГУ

В частности, потепление приводит к активизации разрушения берегов, сложенных многолетнемерзлыми горными породами, неравномерного проседания почв вследствие вытаивания подземного льда, пучения грунта и прочего. В связи с этим для равнинных районов возрастает риск деформирования дорог, опор мостов, трубопроводов и других элементов инфраструктуры. Опыт применения воздушного лазерного сканирования показал, что этот инструмент можно использовать как эффективное средство мониторинга за подобными процессами.

Вопросы взаимного влияния транспортных объектов и природной среды до сих пор остаются малоизученными. Получить информацию, важную для сохранения инфраструктуры и строительства новых объектов, можно за счет использования современных геопространственных технологий в организации геотехнического мониторинга. Для этого на протяженных линейных объектах мы впервые используем беспилотное воздушное судно вертолетного типа, оснащенное лазерным сканером с максимальной дальностью в 300 метров и спутниковой геодезической аппаратурой. Вертолет изготовил для нас индустриальный партнёр ТГУ – АО НПП «Радар-ММС.

  • Александр Ерофеев

Это исследовательское оборудование было закуплено ТГУ в рамках проекта УНУ «Мегаустановка» для исследования тающих ледников, изучением которых активно занимаются гляциологи Томского госуниверситета. Большим преимуществом этой технологии является возможность получения цифровых моделей рельефа с высоким разрешением не только на открытых участках, но и под пологом растительности. В сочетании с точной спутниковой геодезической привязкой применение такой технологии даст возможность мониторинга состояния поверхности с разной периодичностью. По данным мониторинга будет дана оценка интенсивности и динамики процессов внешнего и внутреннего влияния на объекты.

Объект исследований гляциологов – автодорога Надым-Салехард протяженностью 324 км, связывающая восток и запад Ямало-Ненецкого автономного округа и на участках которой отмечается разрушение полотна. Гляциологи и геодезисты ТГУ обследуют транспортную инфраструктуру, включая 14 мостов через реки и ручьи. Для организации многолетнего мониторинга ученые разворачивают сеть реперных пунктов, координирование которых будет выполнено при помощи спутникового геодезического оборудования с точностью до 1 см.

Анализ данных воздушного лазерного сканирования позволит выявить особенности деформации дорожного покрытия на обширных участках. Помимо этого, ученые отсканируют прилегающие территории. В перспективе на этих участках будет выполнено численное моделирование ряда природных процессов.

Изучение разрушения вечной мерзлоты, таяния ледников и других изменений окружающей среды является одним из ключевых исследовательских направлений, развиваемых ТГУ в рамках стратегического проекта «Глобальные изменения Земли: климат, экология, качество жизни». Проект реализуется при поддержке федеральной программы «Приоритет 2030».

Фото предоставлено учеными ГГФ ТГУ

Опасность на фруктах. Технология SERS поможет выявить скрытые пестициды
Для будущей системы сертификации. Пластиковые пакеты, одноразовую посуду и другие предметы проверят на биоразлагаемость лагаемость