Почвы

Почвы России под угрозой. Свинец блокирует ферменты, влияющие на биоразнообразие и питание растений

Учёные Южного федерального университета (ЮФУ) разработали первую в России шкалу оценки почв различных климатических зон при загрязнении свинцом. Этот метод основан на данных о том, как свинец блокирует работу ферментов, критически важных для круговорота питательных веществ в почве и поддержания биоразнообразия. Результаты исследования опубликованы в журнале Soil Systems.

Свинец — один из наиболее опасных загрязнителей, который попадает в почву через выбросы металлургической промышленности и использование этилированного топлива. Он накапливается в растениях и попадает в пищевые цепи, нанося ущерб здоровью животных и человека.

«Ферменты, отвечающие за гидролиз и окислительно-восстановительные реакции, оказались наиболее чувствительными к загрязнению свинцом»

Татьяна Минникова, ведущий научный сотрудник лаборатории «Здоровье почв», ЮФУ

Ученые ЮФУ и Азово-Черноморского филиала ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии проанализировали воздействие свинца на ферменты почв, которые участвуют в важных биохимических процессах: круговороте кислорода, углерода, азота, серы и фосфора. Результаты показали, что свинец особенно негативно влияет на циклы серы, фосфора и кислорода, что ухудшает доступ растений к питательным веществам и снижает общее состояние почвы.

На основе этих данных исследователи впервые классифицировали ферментативную активность почв по степени устойчивости к загрязнению свинцом, выделив зоны с высокой и низкой устойчивостью. Более устойчивыми оказались почвы степей Ростовской области и Московской области, а наиболее уязвимыми — почвы Калмыкии и Астраханской области.

Учёные планируют продолжить исследование, расширив анализ ферментов, чтобы лучше понять влияние загрязнения на круговорот ключевых элементов.

Информация предоставлена Центром общественных коммуникаций Южного федерального университета