Новое решение в аграрном секторе. Цитрогипс от ученых НИУ «БелГУ»

Ученые из Белгородского государственного университета (НИУ «БелГУ») предложили использовать цитрогипс в качестве почвогрунта. Исследования показали его эффективность для выращивания растений.

Цитрогипс, отход производства лимонной кислоты, занимает большие площади и ухудшает экологическую обстановку в регионе. Исследования проводились под руководством Ивана Никулина на базе НОЦ «Инновационные решения в АПК». Основной задачей было найти способ использования цитрогипса для снижения экологической нагрузки.

«Цитрогипс соответствует по составу природному гипсу и не содержит тяжелых металлов. Мы предложили использовать его в качестве грунта для саженцев деревьев и кустарников при ландшафтном дизайне».

Иван Никулин, заведующий лабораторией физико-химических методов исследования растений НИУ «БелГУ»

Для эксперимента отобрали цитрогипс с полигонов и высадили в него саженцы тополя, аронии, березы и ивы. Контрольным образцом выступил супесчаный чернозем. Эксперимент показал, что цитрогипс обеспечивает рост растений на уровне чернозема и сохраняет азотный баланс после адаптации.

Схожие результаты объясняются наличием в цитрогипсе органических соединений и микроэлементов (кремний, магний, железо и др.), положительно влияющих на рост растений. Железо участвует в синтезе хлорофилла, а кальций и сера способствуют равномерному развитию.

Во время эксперимента отбирали пробы растений, выращенных на цитрогипсе и черноземе, для анализа накопления вредных веществ. Результаты показали, что уровень вредных веществ в растениях на цитрогипсе ниже контрольных значений.

Цитрогипс можно использовать для цветников, газонов и декоративных клумб. Его рыхлая структура важна для декоративных растений с чувствительной корневой системой, удерживает влагу и снижает потребность в частом поливе.

«Цитрогипс улучшает плодородие и имеет нейтральную кислотность, что благоприятно сказывается на росте культурных растений. Он может частично заменить минеральные удобрения, снижая затраты на их производство и уменьшая химическую нагрузку на почвы».

При соблюдении рекомендаций цитрогипс может стать конкурентоспособным почвогрунтом для декоративных растений.

Новость подготовлена при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках федерального проекта «Популяризация науки и технологий».